Новые подходы к понятию гражданского населения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Резолюция МККК 2008 г. Непосредственное участие в военных действиях
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Защита ГН — принцип международного права. Чтобы реализовывать его, нужно различать комбатантов и гражданское население. МС ООН в консультативном заключении от 8 июля 1996 г. квалифицировал необходимость проведения различия между гражданским населением и воющими сторонами одним из «главных принципов гуманитарного права» и одним из «незыблемых принципов международного обычного права».

Применение: много проблем из-за факторов:

  • отсутствие правового понятия «гражданского лица», неопределенность критериев его определения, а также широкая сфера для толкования терминов, что привело к «размыванию» различий между лицами, принадлежащими к гражданскому населению и комбатантам;

  • постепенный отход от модели международного вооруженного конфликта и распространение межэтнических столкновений, внутреннего вооруженного конфликта, характеризующихся отсутствием эффективного контроля со стороны правительства, втягиванием гражданского населения в различных формах в военные действия, значительно осложняет предоставление ему защиты.

Бывают случаи, когда сложно отличить членов организованных вооруженных группировок от гражданского населения. Гражданские лица поддерживают военные усилия многими способами, включая, порой, спонтанное и неорганизованное непосредственное участие в боевых действиях. Однако мирных жителей нельзя классифицировать как членов организованных вооруженных группировок, пока они не принимают на себя систематическое исполнение военных функций, то есть постоянных функций, обуславливающих их непосредственное участие в боевых действиях.

Члены организованных вооруженных группировок не имеют такого привилегированного статуса как комбатанты государственных вооруженных сил, и потому могут подвергаться преследованию на национальном уровне даже за то, что они просто взяли в руки оружие.

Критериями для определения непосредственного участия в вооруженном конфликте является:

  • систематичность участия;

  • нанесение вреда либо военному персоналу, либо имуществу, либо военным коммуникациям;

  • критерий прямого участия, наличие вреда; каждое косвенное участие — не доказательство участия этого лица в вооруженном конфликте.

Резолюция МККК 2008 г.

Понятие непосредственного участия в военных действиях, в сущности, включает в себя два элемента, а именно:

  1. понятие «военных действий»:

    • относится к (коллективному) использованию сторонами в конфликте методов и средств нанесения вреда неприятелю;

  2. понятие «непосредственного участия» в них:

    • обозначает (индивидуальную) вовлеченность лица в военные действия;

    • в зависимости от качества и степени этой вовлеченности индивидуальное участие может быть охарактеризовано как «непосредственное» или «косвенное»;

    • понятие непосредственного участия в военных действиях развилось из словосочетания «непосредственно не принимают участия в военных действиях», использованного в статье 3 ЖК I—IV.

Непосредственное участие в военных действиях

Для того чтобы быть квалифицированным в качестве непосредственного участия в военных действиях, конкретное действие должно соответствовать совокупности следующих критериев:

  1. действие должно производить негативное воздействие на военные операции или военный потенциал стороны в конфликте либо причинить смерть, ранение или разрушение соответственно лиц или объектов, пользующихся защитой от непосредственного нападения;

  2. должна существовать непосредственная причинная связь между действием и вредом, который может стать вероятным результатом действия или скоординированной военной операции, составной частью которой является указанное действие;

  3. действие должно быть специально предназначено для достижения установленного порога вреда и быть совершено в поддержку одной стороны в конфликте и во вред другой (связь с воюющей стороной).