Понятие вооруженного конфликта не международного характера
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Регламентация: ст.3, общая для всех Женевских конвенций, и Дополнительный протокол 2.
Вооруженные конфликты, которые не носят международного характера, — это те конфликты, в которых, по крайней мере, одна из участвующих сторон не представляет правительство. В каждом конкретном случае военные действия происходят либо между одной (или более) вооруженной группировкой и правительственными силами, либо исключительно между вооруженными группировками.
Общая статья 3 предполагает, что имеет место «вооруженный конфликт», т.е. что ситуация достигает уровня, который отличает ее от других форм насилия, к которым международное гуманитарное право не применяется, а именно: случаев «нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таких как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера».
Порог напряженности достигается всегда, когда ситуация может быть определена как «продолжающееся длительное время вооруженное насилие». Это условие следует оценить в соответствии с двумя основными критериями:
напряженностью насилия;
организованностью сторон.
Критерий напряженности
Что же касается критерия напряженности, то эти показатели могут включать, например:
коллективный характер борьбы или тот факт, что государство вынуждено прибегать к использованию своей армии, поскольку силы полиции уже не способны справиться с ситуацией сами;
продолжительность конфликта, частота актов насилия и военных действий;
характер применяемого оружия, перемещение гражданских лиц;
контроль над территорией сил оппозиции, число жертв (погибших, раненых, перемещенных лиц и т.д.).
Организованность сторон
Лица, вовлеченные в вооруженное насилие, должны быть минимально организованы. Предполагается, что правительственные силы соответствуют этому требованию, и нет необходимости проводить оценку в каждом случае. Что касается неправительственных вооруженных групп, то к характерным элементам, которые необходимо там принимать во внимание, относятся, например, существование организационной схемы, в которой указаны командные структуры, полномочие начинать операции, в которых взаимодействуют различные части и подразделения, способность вербовать и осуществлять подготовку новых комбатантов или наличие правил внутреннего распорядка. Если одно или два из этих условий не соблюдены, ситуация насилия вполне может определяться как внутренние беспорядки или ситуация напряженности внутри страны.
Дополнительный протокол 2 применяется к немеждународным вооруженным конфликтам, «происходящим на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Однако этот международный документ не применяется к войнам за национальное освобождение, которые приравнены к международным вооруженным конфликтам в силу статьи 1 (4) Дополнительного протокола 1.
Дополнительный протокол II повторяет критерий ratione loci, уже сформулированный в общей статье 3, т.е. что он относится только к немеждународным вооруженным конфликтам, «происходящим на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны». Но Дополнительный протокол II ограничивает свою сферу применения вооруженными конфликтами между правительственными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами.