Правовой статус частных охранных предприятий (ЧВОП)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

соглашение МОНТРЕ Функции ЧВОП ЧВОП как комбатанты ЧВОП как наемники ЧВОП как гражданские лица
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Частные охранные предприятия (ЧВОП) — сравнительно новое и во многом неурегулированное явление в МГП.

В 2008 г. было принято соглашение МОНТРЕ, связанное с использованием ЧВОП в МГП.

ЧВОП — частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооружённую охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключённых; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников. 

Существует проблема определения статуса сотрудников ЧВОП. Кем они являются: комбатантами, наемниками, гражднаскими?

Функции ЧВОП могут быть различны. Их рассматривают как неправительственные юридические лица, оказывающие услуги государствам в период проведения ВК.

Функции ЧВОП:

  • использование во время ВК на стороне какого-либо государства;

  • для военного обучения персонала;

  • для военных консультаций;

  • для охраны посольств, миссий, гуманитарных предприятий.

ЧВОП как комбатанты

В случае принадлежности персонала ЧВОП к комбатантам, «они могут стать объектом нападения в любое время, но и имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. В случае взятия в плен они имеют право на статус военнопленного и не могут быть привлечены к ответственности за сам факт участия в военных действиях.

Возможность присвоения статуса комбатанта персоналу ЧВОП можно рассматривать в двух аспектах:

  1. принадлежность личному составу вооружённых сил (собственно при включении ЧВОП в состав вооруженных сил);

  2. принадлежность к иным вооруженным формированиям, отличных от вооруженных сил, но в тоже время, правомерно участвующих в вооруженном конфликте. 

ЧВОП как наемники

Можно ли относить ЧВОП к категории наемников?

Наемники — иностранные граждане, специально завербованные для участия в военных действиях, с целью извлечения материальной выгоды, не входящие в состав вооруженных сил ни одной из сторон (МГП прямо не запрещает наёмничество, но последние не пользуются никакими привилегиями. Их можно уголовно преследовать в качестве наёмников и незаконных участников боевых действий). 

Эти критерии, выделенные в статье 47 ДП I, позволяют квалифицировать наемника лишь в совокупности, и несоответствие хотя бы одному из критериев позволяет избежать такой квалификации. Наемники всегда иностранные граждане. В штате ЧВОП не всегда только иностранцы. Могут быть и граждане страны размещения и ведения воен.действий. 

Более того, у наёмников и ЧВОП разные функции, а также разные цели.

ЧВОП как гражданские лица

Можно ли рассматривать ЧВОП в качестве гражданских лиц?

В большинстве случаев их так и рассматривают, поскольку чаще всего они не подходят по всем критериям, чтобы быть комбатантами. Если сотрудники частных военных и охранных компаний не являются участниками вооруженных сил государства, они относятся к категории гражданских лиц.

В связи с этим:

  • они не могут подвергаться нападениям;

  • они не могут принимать непосредственное участие в боевых действиях.

Таким образом, при отсутствии оснований принадлежности ЧВОП к комбатантам, непосредственное участие персонала ЧВОП в военных действиях не влечет изменения их статуса гражданских лиц, однако в последнем случае вне зависимости от последствий влечет их ответственность. 

Соглашение МОНТРЕ

Настоящий документ не является юридически обязательным и не затрагивает существующие обязательства государств по обычному международному праву или международным соглашениям, участниками которых они являются, в частности, их обязательства по Уставу ООН (особенно в статьях 2(4) и 51).

Состоит из двух частей:

  1. в первой даётся понятие ЧВОП, его персонала, а также:

    • государства-контрагента (заключившего договор с ЧВОП); 

    • государства территориальной юрисдикции (где ЧВОП работает, куда направлен);

    • государства происхождения (места регистрации компании);

  2. вторая часть:

    • даются методы по разработки НПА, которые регулировали бы статус ЧВОП, а также процедура заключения договора с ними и принятия лиц в ряды сотрудников таковых.