Принципы и методы деятельности МККК

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основополагающие принципы Руководящие принципы 1981 г. Отношение МККК к инициативам третьих сторон
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основополагающие принципы 

Провозглашены в Вене на ХХ Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца в 1965 г. В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами:

  • гуманность:

    • Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека; движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности; оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами;

  • беспристрастность:

    • Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений;

  • нейтральность:

    • чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружённых конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера;

  • независимость:

    • национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста;

  • добровольность:

    • в своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды;

  • единство:

    • в стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца; оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны;

  • универсальность:

    • движение является всемирным; все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Руководящие принципы 1981 г.:

  1. общее правило — МККК начинает действовать, как только ему становится известно о нарушении МГП или иных основополагающих норм, которые обеспечивают защиту лиц в ситуациях насилия; МККК предпринимает все необходимые шаги, исходя из характера и серьезности ситуации с тем, чтобы предотвратить такое нарушение, положить ему конец или не допустить его повторения;

  2. главный принцип работы — представления на двусторонней и конфиденциальной основе; при любых обстоятельствах МККК прежде всего попытается вступить в двусторонний конфиденциальный диалог со всеми сторонами в вооруженном конфликте или со всеми, кто был вовлечен в иные ситуации насилия; так, МККК на конфиденциальной основе входит в контакт с представителями соответствующей стороны (или сторон) того уровня, который несет непосредственную ответственность за нарушение, либо, в зависимости от конкретного случая и характера нарушения, с представителями различных эшелонов власти;

  3. гуманитарная мобилизация; МККК может также поделиться своей озабоченностью относительно нарушений МГП с правительствами третьих стран, международными и региональными организациями или влиятельными лицами, которые могут выступить в поддержку его представлений и воздействовать на поведение сторон в конфликте; однако МККК предпринимает такие шаги только тогда, когда у него есть все основания полагать, что третьи стороны, с которыми он установил контакт, не нарушат конфиденциальность сделанных им представлений;

  4. публичное заявление относительно качества двустороннего конфиденциального диалога; МККК может публично выразить озабоченность по поводу двустороннего конфиденциального диалога с одной из сторон в конфликте либо реагирования на его рекомендации относительно той или иной конкретной гуманитарной проблемы;

  5. публичное осуждение; МККК оставляет за собой право публично осудить те или иные конкретные нарушения МГП при наличии следующих условий:

    • нарушения носят серьезный характер, совершаются неоднократно или есть опасность их повторения;

    • делегаты сами были свидетелями нарушений либо факт их совершения и их масштаб были установлены на основе информации, полученной из надежных и поддающихся проверке источников;

    • представления на двусторонней конфиденциальной основе и попытки гуманитарной мобилизации не положили конец нарушениям;

    • такие публичные демарши отвечают интересам пострадавших или находящихся под угрозой отдельных лиц или групп населения.

Отношение МККК к инициативам третьих сторон:

  1. отношения с судебными, квазисудебными и следственными органами:

    • МККК не дает свидетельских показаний и не представляет конфиденциальные документы в связи с расследованием или судебным рассмотрением дел, связанных с конкретными нарушениями;

    • данный руководящий принцип не исключает контактов с судебными, квазисудебными и следственными органами по вопросам применения и толкования МГП;

  2. запросы на проведения расследования:

    • МККК не действует как следственная комиссия и, как правило, не принимает участия в процедуре расследования; однако при обращении к нему одной или более сторон в конфликте МККК может рекомендовать им обратиться в Международную комиссию по установлению фактов либо, если все стороны в конфликте попросят его об этом, он может предложить свои услуги в создании следственной комиссии, предлагая только кандидатуры лиц, не являющихся сотрудниками МККК и обладающих набором качеств, необходимых для работы в подобной комиссии;

  3. просьбы зафиксировать последствия нарушения:

    • в случае обращений к МККК, в том числе со стороны властей, с просьбой зафиксировать последствия нарушения МГП, он сделает это только в том случае, если сочтет, что присутствие его делегатов будет способствовать выполнению гуманитарных задач МККК, особенно, если это необходимо для оценки нужд пострадавших в целях предоставления им помощи либо для того, чтобы зафиксировать последствия нападения, и МККК смог бы действовать на основании информации, отражающей фактическое состояние дел;

    • кроме этого, МККК посылает своих представителей на место совершения нарушения только тогда, когда он получает заверения в том, что это не будет использовано в политических целях.