... > Международное гуманитарное право > Соблюдение Гаагской Конвенции...

Соблюдение Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей 1954 г

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Комитет по защите культурных ценностей в случаях вооруженного конфликта II Протокол к Гаагской конвенции 1954 г. крайняя военная необходимость усиленная защита
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Создание контрольного органа предусмотрено Конвенцией 1954 г. и ее Исполнительным регламентом.

Согласно положениям Конвенции и Регламента, контрольными полномочиями обладает:

  1. Держава–покровительница (нейтральное государство по отношению к воюющим государствам):

    • в случае возникновения вооруженного конфликта ее назначают по взаимному согласию;

    • Держава–покровительница расследует факты нарушения Конвенции, предпринимают демарши, чтобы их прекратить (демарш — дипломатическое заявление, адресованное правительству какого-либо государства), сообщает о них Генеральному комиссару;

  2. Генеральный комиссар по культурным ценностям:

    • их выдвигают государства–участники Конвенции, ими могут быть видные деятели, пользующиеся большим моральным авторитетом;

    • функции Генерального комиссара: обсуждение всех вопросов, связанных с применением Конвенции, со стороной, при которой он осуществляет свои полномочия; с согласия государства проведение расследований; составление докладов, касающихся применения Конвенции; направление заинтересованным сторонам, Державам–покровительницам, Генеральному директору ЮНЕСКО;

    • в случае необходимости Генеральный комиссар представляет стороне кандидатуру инспектора, на которого возлагается определенная миссия (к примеру, при осуществлении транспортировки культурных ценностей).

Комитет по защите культурных ценностей в случаях вооруженного конфликта

II Протоколом к Гаагской конвенции 1954 г. вводится новый контрольный орган — Комитет по защите культурных ценностей в случаях вооруженного конфликта.

Избранные государства назначают своих представителей, компетентных в области культурного наследия, обороны или международного права.

Комитет наделен компетенцией:

  1. предоставлять, приостанавливать или отменять усиленную защиту культурных ценностей;

  2. составлять и обновлять списки культурных ценностей;

  3. рассмотрение докладов государств–участников Протокола, подготовки замечаний по ним;

  4. составление собственного доклада об осуществлении Протокола;

  5. предоставление доклада для обсуждения на Совещании государств–участников Протокола, которое имеет право выносить соответствующие рекомендации.

Специальная защита культурных ценностей основывается на взаимодействии, взаимодополняемости национальных и международных мер, при доминирующей роли последних. Для ее предоставления, культурным ценностям, имеющим очень большое значение, предъявляются дополнительные условия:

  • находиться на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта;

  • не использоваться в военных целях.

При всей значимости международно-правового регулирования всемирного культурного наследия в Гаагской конвенции были очевидные пробелы:

  • не раскрывалось содержание термина «очень большое значение» как качественного признака всемирного культурного наследия;

  • абстрактные формулировки были характерны и для механизма защиты этой категории ценностей; например, «настоятельная военная необходимость», хотя ссылка на нее воюющей стороны лишало иммунитета культурную ценность.

II Протокол к Гаагской конвенции 1954 г.

Важный вклад в совершенствование правового механизма защиты всемирного культурного наследия внес II Протокол к Гаагской конвенции 1954 г.

Во-первых, было детально регламентировано понятие «крайняя военная необходимость». Ссылка на крайнюю военную необходимость по Протоколу допускается, если культурные ценности используются как военный объект и нет никакой возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества, кроме совершения враждебного акта против такого объекта.

Решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальонам; в случае принятия решения, требуется предварительное предупреждение противоборствующей стороны.

Протокол вводит новые статьи, касающиеся мер предосторожности, которые должны соблюдать воюющие стороны, чтобы избежать либо свести к минимуму нанесение случайного ущерба культурным ценностям, а также мер предупреждения последствий военных действий, требующих от государства вывезти движимые культурные ценности, находящиеся вблизи военных объектов.

Во-вторых, Протоколом, вместо специальной защиты, была введена новая форма: «усиленная защита». Протокол усиленную защиту предоставляет культурным ценностям, если они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества и отвечают следующим дополнительным условиям:

  • охраняются путем принятия на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность, и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне;

  • не используются в военных целях и государство делает заявление, что они не будут использоваться в военных целях;

  • соответствуют критериям для внесения в список Комитета по защите культурных ценностей.

В-третьих, закрепляется новый институциональный международный механизм, центральное место в котором занимает Комитет по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Комитет не только по аналогии с Комитетом всемирного наследия составляет Список культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, но и решает вопрос о ее приостановлении и утрате.

Новацией в функциях Комитета является его контрольные полномочия, выражающиеся в рассмотрении и представлении замечаний по докладам, получаемых от государств-участников относительно мер, направленных на реализацию положений Протокола.

В-четвертых, Протоколом подробно регулируются вопросы, касающиеся уголовной ответственности лиц, совершивших серьезные нарушения положений Протокола. В качестве преступления рассматриваются следующие серьезные нарушения: 

  1. превращение культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, объектом нападения; 

  2. использование культурных ценностей для поддержания военных действий; 

  3. уничтожение и присвоение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой; 

  4. кража, грабеж или незаконное присвоение, акты вандализма против культурных ценностей, находящихся под защитой. 

Государства обязуются квалифицировать такие действия как уголовные преступления в своем законодательстве и установить наказание.

Протокол обязывает также государства принимать соответствующие законодательные, административные или дисциплинарные меры для наказания любого использования культурных ценностей в нарушение Протокола и Конвенции, а также незаконный вывоз, иное изъятие культурных ценностей с оккупированной территории и передачи права собственности на них в нарушение Конвенции и Протокола.

Второй протокол к Гаагской конвенции значительно усовершенствовал механизм защиты всемирного культурного наследия, качественно повысив охрану этой категории культурных ценностей в период вооруженных конфликтов.