Соблюдение Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей 1954 г
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Создание контрольного органа предусмотрено Конвенцией 1954 г. и ее Исполнительным регламентом.
Согласно положениям Конвенции и Регламента, контрольными полномочиями обладает:
Держава–покровительница (нейтральное государство по отношению к воюющим государствам):
в случае возникновения вооруженного конфликта ее назначают по взаимному согласию;
Держава–покровительница расследует факты нарушения Конвенции, предпринимают демарши, чтобы их прекратить (демарш — дипломатическое заявление, адресованное правительству какого-либо государства), сообщает о них Генеральному комиссару;
Генеральный комиссар по культурным ценностям:
их выдвигают государства–участники Конвенции, ими могут быть видные деятели, пользующиеся большим моральным авторитетом;
функции Генерального комиссара: обсуждение всех вопросов, связанных с применением Конвенции, со стороной, при которой он осуществляет свои полномочия; с согласия государства проведение расследований; составление докладов, касающихся применения Конвенции; направление заинтересованным сторонам, Державам–покровительницам, Генеральному директору ЮНЕСКО;
в случае необходимости Генеральный комиссар представляет стороне кандидатуру инспектора, на которого возлагается определенная миссия (к примеру, при осуществлении транспортировки культурных ценностей).
Комитет по защите культурных ценностей в случаях вооруженного конфликта
II Протоколом к Гаагской конвенции 1954 г. вводится новый контрольный орган — Комитет по защите культурных ценностей в случаях вооруженного конфликта.
Избранные государства назначают своих представителей, компетентных в области культурного наследия, обороны или международного права.
Комитет наделен компетенцией:
предоставлять, приостанавливать или отменять усиленную защиту культурных ценностей;
составлять и обновлять списки культурных ценностей;
рассмотрение докладов государств–участников Протокола, подготовки замечаний по ним;
составление собственного доклада об осуществлении Протокола;
предоставление доклада для обсуждения на Совещании государств–участников Протокола, которое имеет право выносить соответствующие рекомендации.
Специальная защита культурных ценностей основывается на взаимодействии, взаимодополняемости национальных и международных мер, при доминирующей роли последних. Для ее предоставления, культурным ценностям, имеющим очень большое значение, предъявляются дополнительные условия:
находиться на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта;
не использоваться в военных целях.
При всей значимости международно-правового регулирования всемирного культурного наследия в Гаагской конвенции были очевидные пробелы:
не раскрывалось содержание термина «очень большое значение» как качественного признака всемирного культурного наследия;
абстрактные формулировки были характерны и для механизма защиты этой категории ценностей; например, «настоятельная военная необходимость», хотя ссылка на нее воюющей стороны лишало иммунитета культурную ценность.
II Протокол к Гаагской конвенции 1954 г.
Важный вклад в совершенствование правового механизма защиты всемирного культурного наследия внес II Протокол к Гаагской конвенции 1954 г.
Во-первых, было детально регламентировано понятие «крайняя военная необходимость». Ссылка на крайнюю военную необходимость по Протоколу допускается, если культурные ценности используются как военный объект и нет никакой возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества, кроме совершения враждебного акта против такого объекта.
Решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальонам; в случае принятия решения, требуется предварительное предупреждение противоборствующей стороны.
Протокол вводит новые статьи, касающиеся мер предосторожности, которые должны соблюдать воюющие стороны, чтобы избежать либо свести к минимуму нанесение случайного ущерба культурным ценностям, а также мер предупреждения последствий военных действий, требующих от государства вывезти движимые культурные ценности, находящиеся вблизи военных объектов.
Во-вторых, Протоколом, вместо специальной защиты, была введена новая форма: «усиленная защита». Протокол усиленную защиту предоставляет культурным ценностям, если они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества и отвечают следующим дополнительным условиям:
охраняются путем принятия на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность, и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне;
не используются в военных целях и государство делает заявление, что они не будут использоваться в военных целях;
соответствуют критериям для внесения в список Комитета по защите культурных ценностей.
В-третьих, закрепляется новый институциональный международный механизм, центральное место в котором занимает Комитет по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Комитет не только по аналогии с Комитетом всемирного наследия составляет Список культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, но и решает вопрос о ее приостановлении и утрате.
Новацией в функциях Комитета является его контрольные полномочия, выражающиеся в рассмотрении и представлении замечаний по докладам, получаемых от государств-участников относительно мер, направленных на реализацию положений Протокола.
В-четвертых, Протоколом подробно регулируются вопросы, касающиеся уголовной ответственности лиц, совершивших серьезные нарушения положений Протокола. В качестве преступления рассматриваются следующие серьезные нарушения:
превращение культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, объектом нападения;
использование культурных ценностей для поддержания военных действий;
уничтожение и присвоение в крупных масштабах культурных ценностей, находящихся под защитой;
кража, грабеж или незаконное присвоение, акты вандализма против культурных ценностей, находящихся под защитой.
Государства обязуются квалифицировать такие действия как уголовные преступления в своем законодательстве и установить наказание.
Протокол обязывает также государства принимать соответствующие законодательные, административные или дисциплинарные меры для наказания любого использования культурных ценностей в нарушение Протокола и Конвенции, а также незаконный вывоз, иное изъятие культурных ценностей с оккупированной территории и передачи права собственности на них в нарушение Конвенции и Протокола.
Второй протокол к Гаагской конвенции значительно усовершенствовал механизм защиты всемирного культурного наследия, качественно повысив охрану этой категории культурных ценностей в период вооруженных конфликтов.