... > Международное гуманитарное право > Сотрудничество государств с...

Сотрудничество государств с международными судебными учреждениями

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Модели сотрудничества между уголовными судебными учреждениями и государствами институт выдачи
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Речь идет о сотрудничестве, которое они осуществляют с государствами с целью реализации ордера на арест и исполнения решения трибуналов и МУС.

В отличие от национальных уголовных судов у МУС и МУТ нет исполнительского аппарата, поскольку они имеют дела с суверенными государствами. Отсутствие такого аппарата делает их деятельность зависимой от эффективного сотрудничества с государствами. 

Чтобы прокурор мог собирать материалы, он должен получить согласие государства на этоС помощью специальных органов государства прокурор совершает все действия для привлечения лица к ответственности. Т.е. никакого следствия без помощи государства не могут проводить ни МУС, ни МУТ. 

Далее суд выдает ордер на арест. После вынесения приговора, лицо должно быть помещено в тюрьму, для чего надо заключить соглашение с государством по поводу предоставления мест отбывания наказания. Т.е. если сотрудничества нет, деятельность судов невозможна.

Можно ли говорить о том, что есть соглашение о правовой помощи между государствами и между судами и государствами? Нельзя. Есть общие элементы, но аналогию проводить нельзя. Правовая помощь, которую осуществляют государства друг другу, базируется на договоре о правовой помощи, заключенном между государствами. Т.е. здесь речь идет об отношениях по горизонтали (все равны). Правовая помощь и сотрудничество государств с международными судами не идентичны.

Модели сотрудничества между уголовными судебными учреждениями и государствами

Модель сотрудничества между уголовными судебными учреждениями и государствами может быть различна. Это может быть:

  • модель по вертикали — в этом случае государство обязано выполнять поручение трибунала, как органа, созданного на основе резолюции Совета Безопасности, иными словами исполнить указание Совета Безопасности (например, если МУТ просит доставить лицо, такая просьба является обязательной для соответствующего государства); если государство не выполняет решение трибунала, это можно обжаловать в Совет Безопасности ООН; т.е. независимо от наличия соглашения между государством и судом ad hoc — просьба судов обязательна.

  • смешанная модель — присутствуют элементы, характерные отношениям между государствами при оказании правовой помощи и элементы сотрудничества международных судов и государств; смешанная модель характерна для МУС с соответствующим государством:

    • это выражается в том, что взаимоотношения между судом и государством основаны на договоре (ратификация Статута МУС = договор о правовой помощи), но с другой стороны полной аналогии правовой помощи нет; в частности, в самом Статуте МУС рассматривается ситуация, когда к государству может обратиться МУС либо другое государство с просьбой о передаче лица суду:

      • если государство, обращающееся с просьбой о выдаче — участник Статута МУС, то государство, к которому обращаются должно отдать предпочтение заявке суда.

      • Если государство, обращающееся с просьбой о выдаче — не участник Статута МУС, то государство, к которому обращаются, само решает этот вопрос по своему усмотрению. 

С другой стороны, если даже институт выдачи основан на договоре о выдаче, то по законодательству государств есть исключения из возможности выдачи по запросу:

  • не выдают своих граждан;

  • не выдают если речь идет о политическом преступлении и лицо в другом государстве будет преследоваться по политическим мотивам, религиозным мотивам;

  • если это деяние не рассматривается в качестве преступления по законодательству государства;

  • если к лицу будет применена смертная казнь, а в государстве не предусмотрена за такое преступление смертная казнь;

  • не выдается лицо, если считается, что затронута национальная безопасность.

Если применить эти положения к просьбе МУС, то здесь никакие исключения не работают. Может ли сказать государство, что это ее гражданин и отказать суду? Нет. В Статуте речь идет не о выдаче (экстрадиции), а о передаче. 

С другой стороны нельзя отказать в передаче, по мотивам политического преступления. Ни одно преступление в Статуте МУС не рассматривается как политическое. Кроме того, нельзя сказать, что данный вид действий не является преступлением по национальному законодательству. Это не освобождает лицо от ответственности по международному праву. Нельзя отказать в передаче со ссылкой на смертную казнь — в МУС она не применяется. И все процессуальные гарантии строго соблюдаются. 

Т.е. институт выдачи не применяется в отношениях между государствами и МУС.

Некоторые страны (Германия) — осуществляют передачу лица на основании закона о международно-правовой помощи, без изменения Конституции, так как передача и выдача — разные вещи. Швейцария — никаких поправок в Конституцию не вносится, так как передача и выдача — разные вещи.