Универсальная юрисдикция национальных судов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Универсальная юрисдикция является необходимым средством привлечения к ответственности тех, кто совершает военные преступления, преступления против человечности и геноцид.
Договорное МГП
Договорная основа для осуществления универсальной юрисдикции в отношении военных преступлений была заложена в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны и относилась к нарушениям Конвенций, квалифицировавшимся как серьезные нарушения. Как МККК отмечал в своих докладах, как правило, положения Женевских конвенций интерпретируются как предусматривающие универсальную юрисдикцию.
Обычное МГП
Практика государств закрепила в качестве нормы обычного МГП положение о том, что государства имеют право наделять свои национальные суды универсальной юрисдикцией в отношении всех нарушений законов и обычаев войны, которые являются военными преступлениями.
Сюда относятся совершаемые в ходе немеждународных вооруженных конфликтов серьезные нарушения:
статьи 3, общей всех для Женевских конвенций;
Дополнительного протокола II 1977 года;
другие военные преступления, такие как преступления, обозначенные в статье 8 Статута Международного уголовного суда.
Ряд других документов предусматривает аналогичное обязательство государств осуществлять универсальную юрисдикцию в отношении определенных преступлений, когда они совершаются во время вооруженного конфликта.
В число таких документов входят:
Второй протокол 1999 года к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года.
Согласно этим документам, привлечение к ответственности тех, кто совершает серьезные нарушения МГП, остается обязанностью государств.
Осуществление универсальной юрисдикции
Многие государства отразили свои обязательства в национальном законодательстве.
Универсальная юрисдикция может осуществляться:
либо путем принятия законов на национальном уровне;
либо путем расследования нарушений и проведения судебных процессов над теми, кто подозревается в их совершении.
Более 100 стран наделили свои национальные суды правом осуществлять универсальную юрисдикцию в отношении серьезных нарушений МГП.
В последние годы лиц, подозревавшихся в совершении военных преступлений в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, все чаще судили в национальных судах на основании принципа универсальной юрисдикции. Значимым является тот факт, что в большинстве случаев государства, гражданство которых имели обвиняемые, не возражали против осуществления универсальной юрисдикции.
Принцип универсальной юрисдикции остается одним из важнейших инструментов обеспечения предотвращения и пресечения серьезных нарушений МГП.
Международный Комитет Красного Креста
Стремясь добиться более строгого соблюдения МГП, МККК продолжает выступать за предотвращение серьезных нарушений МГП и имплементацию надлежащих санкционных механизмов, придавая особое значение универсальной юрисдикции. Он также предлагает правовую и техническую помощь государствам во включении серьезных нарушений МГП и других международных преступлений во внутригосударственное уголовное и уголовно-процессуальное право.
МККК разрабатывает технические документы, такие как руководство «Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне» и типовые законы, которые служат практическими инструментами, помогающими представителям правительственных структур, законодателям, судьям и другим заинтересованным сторонам в имплементации МГП в целом и более конкретно в применении универсальной юрисдикции.
Такие инициативы соответствуют резолюции 2 XXXI Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца 2011 г., касающейся четырехлетнего Плана действий по имплементации МГП, цель которого состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень включение норм в национальное законодательство и пресечение государствами серьезных нарушений МГП.