Юридические советники в вооруженных силах
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Юридические советники в вооруженных силах — это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления юридических советов руководству. По своему правовому положению они некомбатанты.
Статья 82 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. гласит: «Высокие договаривающиеся Стороны в любое время и стороны, находящиеся в конфликте, в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы, когда это необходимо, давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и настоящего Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу».
Положения о деятельности военного юриста-советника:
независимость советника по гуманитарному праву по отношению к командованию: в ФРГ позволено советникам по гуманитарному праву в рамках своих должностных обязанностей направлять доклады непосредственно министру национальной обороны без посредников;
необходимо, чтобы между командиром и его советником установились доверительные отношения, юридический советник несет ответственность за свои заключения и указания;
командир, полномочный принимать решения, несет ответственность за предпринятую военную акцию, а заключение (консультативное, а значит, и не обязательное) советника выступает только как одна из многих составляющих процесса принятия окончательного решения; советник по гуманитарному праву несет ответственность только за ошибки, совершенные им в ходе выполнения своих обязанностей;
советник по гуманитарному праву, как и любой военнослужащий, подчиняется военно-дисциплинарному уставу и может быть наказан за серьезные упущения в своей работе, привлечен к дисциплинарной ответственности.
Ничто не мешает ставить перед юридическими советниками дополнительные задачи, если они состоят в предоставлении консультаций и инструктаже по другим областям международного права, а также по другим юридическим вопросам. Но у юридических советников не должно быть других обязанностей помимо тех, которые определены должностными инструкциями, при этом важно, чтобы помощник по правовой работе специализировался на определенной отрасли права, глубоко зная свой предмет. Юридические советники должны также отвечать за подготовку и распространение учебных пособий и издание листовок, содержащих сведения о международном праве войны.
Юридические советники имеют компетенцию как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта.
В мирное время: советники выполняют положения ЖК и 1 Протокола о том, что информация о ЖК и 1 Протоколе должна быть доведена до сведения вооруженных сил (занятия, разрабатываются программы, моделируются различные ситуации, где нужно применять ЖК).
Основная нагрузка лежит на юридических советниках в период вооруженного конфликта:
все вопросы, связанные с переговорами воюющей стороны с нейтральным государством относительно интернирования;
все соглашения об установлении санитарных, нейтральных зон, необороняемых местностей;
решают вопросы заключения местного перемирия для сбора раненых, проведения захоронения;
вопросы с заключением мирных договоров;
на оккупированной территории могут консультировать оккупирующую сторону о том, кого и каким образом задерживают в случае совершения преступления в период ВК;
ознакомление военнопленных с режимом их содержания;
могут участвовать при переговорах воюющих сторон, с МККК или другой гуманитарной организацией.