... > Международное гуманитарное право > Защита гражданского населения...

Защита гражданского населения на оккупированной территории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Критерии для определения непосредственного участия Защита граждан оккупированной территории Конец оккупации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Нет единого понятия гражданского населения.

По III ЖК и 1 Дополнительный протокол: гражданское население — все, кто не является комбатантами.

Гражданское население не может быть объектом нападения до тех пор и на такой период пока оно не принимает непосредственное участие в вооруженном конфликте.

Критерии для определения непосредственного участия в вооруженном конфликте:

  • систематичность участия;

  • нанесение вреда либо военному персоналу, либо имуществу, либо военным коммуникациям.

Защита граждан оккупированной территории

Этот вопрос регулируется: 4-ой ЖК 1949 г., Гаагской конвенцией 1907 г.

По Гаагской конвенции 1907 г., оккупация — захват одной стороной территории другого государства, установление на этой территории административной власти.

По 4-ой ЖК 1949 г., оккупация — присутствие вооруженных сил одного государства на территории другого государства, но не обязательно создавать органы власти.

Оккупация:

  • временное явление;

  • не означает переход суверенитета оккупирующего государства и не означает, что эта территория аннексируется (т.е. не переходит в собственность этого государства), оккупируемое государство сохраняет полный суверенитет над этой территорией.

Оккупирующие власти должны брать на себя функции только обеспечения безопасности оккупируемой территории. Никаких других функций у оккупирующей власти нет (по 4-ой ЖК). 

По 4-ой ЖК сохраняют действие все международные договоры в области прав человека, участниками которых являются обе стороны.

Оккупирующие власти не могут:

  • принуждать граждаснкое население служить в вооруженных силах оккупантов и вербовать их;

  • менять их гражданство;

  • запрещается депортация населения на территорию оккупирующей стороны;

  • препятствовать возвращаться беженцам и переселенцам в те места, где они жили;

  • наносить ущерб ни государственной, ни частной собственности;

  • ни реквизировать, ни конфисковать;

  • весь санитарный транспорт не может быть конфискован, а должен использоваться по назначению;

  • гражданские больницы могут быть реквизированы для оказания медпомощи раненым и больным воюющей стороны, но должна оказываться помощь и гражданскому населению;

  • не подлежат разрушению культурные ценности и они не могут быть конфискованы.

Оккупационный режим имеет право издавать свои правила и приказы.

Если лица не подчинятся этим правилам, они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Если сопротивление выражается в диверсии, террористических актах, такие лица привлекаются в уголовной ответственности и могут быть приговорены к самым тяжким наказаниям, вплоть по смертной казни, если она предусмотрена по ЗД оккупирующего государства.

Считается правомерным согласно 4-ой ЖК, что оккупационные власти могут создавать трибуналы, но они должны быть на оккупированной территории и лицам, которые привлекаются к ответственности, должно гарантироваться соблюдение справедливого разбирательства и предоставление всех гарантий.

Конец оккупации

Когда заканчивается оккупация законы и правила, установленные оккупирующими властями, теряют свою юридическую силу. Если оккупирующие власти привлекли лиц к ответственности, то они освобождаются. Если заключены гражданские сделки в период оккупации и если они не противоречат законодательству этой страны, они могут продолжать действовать.