Коллективная безопасность: понятие, виды
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
В международном праве выделяют 2 вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональные.
В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности (далее – СКБ) в форме ООН. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, включает:
меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (пункт 2 статьи 2 Устава);
меры мирного разрешения международных споров (глава VI);
меры разоружения (статьи 11, 26, 47);
меры по использованию региональных организаций безопасности (глава VIII);
принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (статья 41 глава VII), а также связанные с их использованием (статья 42).
СКБ ООН выполняет две основные функции:
превентивную – направленную на предупреждение угрозы международному миру и безопасности;
принудительную – направленную на восстановление международного мира и безопасности.
Субъектами механизма коллективной безопасности ООН являются: государства-члены ООН, органы ООН Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Генеральный секретарь, а также региональные международные организации в силу главы VIII Устава ООН. Компетенция каждого субъекта строго разграничена.
Совет Безопасности – главный орган ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. Именно Совет Безопасности осуществляет и превентивную и карательную функции системы коллективной безопасности ООН. Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, чтобы определить, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (статья 34 Устава ООН).
В любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности, или ситуации подобного характера, Совет Безопасности может рекомендовать государствам надлежащую процедуру или методы урегулирования, перечисленные в статья 33 Устава. Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, и Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности может угрожать поддержанию мира и безопасности, он вправе сам определить условия разрешения спора. Решения Совета на данном этапе носят рекомендательный характер.
Если с помощью указанных средств и мер спор разрешен не был, либо уже существует угроза миру или безопасности или он уже нарушен, Совет Безопасности должен квалифицировать ситуацию, то есть определить, с чем он имеет дело: угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. В зависимости от этого он решает, какие меры следует предпринять по статьям 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности на этом этапе вправе принять решение о любых временных мерах по статье 40 Устава для предотвращения ухудшения ситуации. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.