Международная защита прав беженцев
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях:
разработка конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав беженцев;
контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.
Решающую роль в формировании современной системы защиты прав беженцев сыграла Организация Объединенных Наций, на которую ее уставом была возложена функция по осуществлению международного сотрудничества государств в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религий». В 1946 года на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН был разработан и принят Устав Международной организации по делам беженцев, ставшей специализированным учреждением ООН.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи 319 (IV) от 3 декабря 1949 года было создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (далее – УВКБ).
В настоящее время в сфере деятельности УВКБ ООН помимо беженцев находятся несколько категорий вынужденных переселенцев:
Лица, перемещенные внутри страны (внутренне перемещенные лица).
Переселенные лица переселенные из страны первого убежища в третьи безопасные страны, а также другие лица, чье положение сравнимо с беженцами, с положением беженцев, но они не подпадают под критерии беженца, закрепленные в Уставе УВКБ ООН (например, жертвы вооруженных конфликтов, беспорядков в стране проживания, лица, которым угрожают пытки или смертная казнь в стране проживания, жертвы экологических катастроф).
Однако механизм международной защиты прав беженцев был бы неэффективным без разработки универсальной конвенции, детально регламентирующей статус беженца. Такая конвенция была принята 2 июня 1951 года на международной конференции в Женеве.
Конвенция 1951 года не только дала развернутое определение понятия «беженец», но и впервые в полном объеме регламентировала права и обязанности беженцев на территории страны убежища.
Конвенция устанавливает четыре правовых режима для беженцев:
национальный режим;
режим, аналогичный режиму для граждан государства обычного места проживания беженца;
наиболее благоприятный режим в отношении права работы по найму, права на создание и участие в ассоциациях не политического характера;
наиболее благоприятный режим или, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, которым при тех же обстоятельствах пользуются иностранцы.
Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответствующих общепризнанным стандартам прав человека, Конвенция устанавливает специальные права, обусловленные особым положением беженцев как лиц, которые в большинстве случаев утрачивают фактическую и правовую связь с государством либо не имеют документов, устанавливающих их личность, или прибывают страну убежища незаконным путем.
В частности, Конвенция налагает обязательства на государство предоставить беженцам, прибывшим на территорию государства законным путем, свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают проездными документами (статья 21).
Конвенция предписывает государству предоставить таким беженцам достаточный срок для выезда в другую безопасную страну. Отдавая предпочтение правам беженцев, Конвенция закрепляет их обязанности в отношении страны проживания, заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также мерам в отношении общественного порядка.