Понятие и виды территорий в международном праве
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Институт правового регулирования территории в международном праве – один из древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества.
В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство».
Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности, в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима:
государственная территория;
международная территория;
территория со смешанным правовым режимом.
На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории.
Международные территории или международные пространства (terra communis) – это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства, и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.
Международная территория не подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах. Особый правовой режим некоторых международных пространств получил название режима «общего наследия человечества». Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества.
В действующем международном праве, этот режим закреплен в статье 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в статье XI Договора о Луне 1979 года за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством).
Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 года. Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 года в ее первоначальной редакции.
К территориям со смешанным правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного государства.