Правосудие в области защиты прав человека
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Из Декларации Совещания на высоком уровне по вопросу о верховенстве права:
подчеркивается право на равный доступ к системе правосудия для всех, включая представителей, находящихся в уязвимом положении групп;
подтверждается обязательство государств-членов принимать все необходимые меры для оказания справедливых, транспарентных, эффективных, недискриминационных и подотчетных услуг, которые способствуют доступу к системе правосудия для всех;
отправление правосудия должно быть беспристрастным и недискриминационным.
В деле расширения доступа к правосудию система ООН работает с национальными партнерами в целях разработки национальных стратегических планов и программ по реформе сектора правосудия и оказания услуг. Подразделения Организации Объединенных Наций оказывают государствам-членам поддержку в укреплении правосудия в таких, например, областях, как: контроль и оценка; расширение прав и возможностей беднейших и социально изолированных слоев населения с целью получить ответ, а также средства правовой защиты в случае несправедливости.
Первый международный документ о праве на юридическую помощь
В декабре 2012 года Генеральная Ассамблея единогласно приняла Принципы и руководящие положения ООН, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия (A/RES/67/187), первый международный документ о праве на юридическую помощь.
Данный документ устанавливает минимальные стандарты для права на получение юридической помощи в системах уголовного правосудия и обеспечивают практические руководящие указания относительно того, каким образом обеспечивать доступ к эффективной юридической помощи в уголовных делах.
Реализация судебной защиты в рамках регионов
Европа
В рамках Совета Европы функционирует Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Основная задача ЕСПЧ — обеспечить соблюдение обязательств, принятых на себя государствами по ЕКПЧ (Европейский конвенция по правам человека) и Протоколам к ней.
Компетенция ЕСПЧ включает:
рассмотрение межгосударственных и индивидуальных жалоб на нарушение прав и свобод человека, гарантируемых согласно ЕКПЧ и Протоколам к ней;
толкование норм ЕКПЧ применительно к обстоятельствам конкретного дела;
подготовка консультативных заключений по запросу Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и Комитета министров Совета Европы (КМСЕ).
ОАЕ (Организация африканского единства)
27 июня 1981 г. была принята Африканская хартия прав человека и народов, которая вступила в силу в 1986 г. Африканская хартия — наиболее всеохватывающий региональный правозащитный договор.
До 2004 в ОАЕ существовала только комиссия по правам человека, которая рассматривала только обращения государств, но в июле 1998 г. на Ассамблее ОАЕ был принят Протокол к Африканской хартии по правам человека и народов 1981 г., согласно которому учреждался Африканский суд по правам человека и народов (протокол вступил в силу 25.01.2004 г.). Теперь суд и комиссия вместе занимаются вопросами разрешения споров в сфере защиты и соблюдения прав человека в Африке.
Африканский суд по правам человека и народов:
полномочия принимать запросы, содержащие просьбу о вынесении консультативного заключения по тому или иному правозащитному вопросу — как от государств-членов АС, так и от самого АС и его органов (или любой африканской организации, признанной АС).
Межамериканская система (ОАГ — Организация американских государств)
Первым этапом в развитии защиты прав человека было создание межамериканской комиссии по правам человека 1959 года.
Следующим этапом развития подписание 22 ноября 1969 г. Американской конвенции о правах человека (Пакт Сан-Хосе), которая вступила в силу 18 июля 1978 г. Данный пакт помимо закрепления перечня признаваемых прав и свобод установил юрисдикционный механизм их защиты — Межамериканский суд по правам человека.
Пакт Сан-Хосе закрепил следующий статус Суда:
он рассматривает дела о нарушениях прав и свобод индивидов, установленных Пактом Сан-Хосе;
дает толкование действующих международных актов о правах человека, являющихся обязательными для государств-участников;
Суд состоит из 7 судей, которые имеют срок полномочий 6 лет, с обновлением состава суда каждые три года наполовину.
Проблема Межамериканской системы защиты прав человека состоит в том, что из 35 государств-членов ОАГ только 24 ратифицировали Пакт Сан-Хосе (в том числе США и Канада). При этом из этих 24 стран три не признали обязательную юрисдикцию Межамериканского суда по правам человека по рассмотрению дел о нарушении прав человека.
АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. АСЕАН (пример отсутствия судебной защиты) — это международная межправительственная региональная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована в 1967 г. в связи с подписанием в Бангкоке Декларации АСЕАН.
Устав АСЕАН содержит ряд положений, касающихся политики стран Ассоциации в сфере зашиты прав человека. Согласно ст. 2 Устава одним из принципов АСЕАН является «уважение основных свобод, поощрение и защита прав человека, и поощрение социальной справедливости».
Создание Межправительственной комиссии по правам человека в АСЕАН — это огромная веха в развитии прав человека в Азии. Между тем можно отметить и слабые стороны этого органа:
отсутствует механизм рассмотрения частных жалоб на нарушения прав человека;
новое учреждение будет действовать только в качестве консультативного органа для государств-членов;
консенсуальный принцип принятия решений, благодаря чему несогласное государство всегда сможет заблокировать неудобное ей решение.