Рассмотрение споров в рамках региональных международных организаций(СНГ)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Функции по урегулированию споров в рамках СНГ выполняют Совет глав государств СНГ (далее – СГГ) и Экономический Суд СНГ (далее – Суд). Статья 17 Устава СНГ предусматривает, что если государства-члены не разрешают спор посредством переговоров или иной процедуры, они могут передать его в СГГ. Статья 18 Устава СГГ гласит:
правомочен на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать международному миру или безопасности в Содружестве рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.
В свою очередь, согласно статье 32 Устава СНГ к ведению Суда относится: разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, и других споров, относимых к его ведению соглашениями государств-членов.
Устав также уполномочивает Суд толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Кроме того, по состоянию на 1 января 2009 года в рамках Содружества заключено более трех десятков договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Суда.
Вопросы организации Суда изложены в Соглашении о статусе Экономического Суда СНГ и в Положении об Экономическом суде СНГ от 6 июля 1992 года. Многие важные аспекты его деятельности, оставленные без внимания в его учредительных документах, регулируются регламентом, который является внутренним актом Суда.
Никакого особого порядка для избрания или назначения судей не существует: по пункту 7 Положения:
судьи назначаются в порядке, установленном в государствах-участниках для назначения судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.
Отрешение судьи от должности – также прерогатива государства, назначившего его. Хотя в пункте 9 Положения указано, что судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания.
Из практики Суда следует, что он сам определяет наличие у него компетенции в отношении конкретных дел. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором рекомендует меры для его исполнения.
В настоящее время Экономический Суд СНГ также выполняет функции Суда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – на период до формирования последнего.