... > Международное публичное право > Современные международные юридические...

Современные международные юридические нормы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Понятие норм МП Виды норм МП Иерархия норм МП
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Понятие норм МП

Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

Виды норм МП

Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям.

По форме:

  • документально закрепленные:

    • представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила;

    • к ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций; различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими;

  • существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте), то есть — документально не закрепленные:

    • к ним относятся обычные международно-правовые нормы;

    • они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике;

    • словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций;

    • они могут стать договорными в результате кодификации; однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для неучаствующих государств сохраняют силу обычных норм).

В зависимости от предмета регулирования различаются:

  • нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров;

  • нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право;

  • нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.

По субъектно-территориальной сфере действия:

  • универсальные — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами:

    • среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens;

    • согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер;

    • при возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается;

  • локальные — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами:

    • объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие;

    • локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств; вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия.

В зависимости от функционального назначения:

  • регулятивные — устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами);

  • охранительные (обеспечительные) — призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей:

  • обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии);

  • запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие);

  • управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Иерархия норм МП

И договорные нормы, независимо от наименования договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций и актах международных конференций, — все они обладают одинаковой юридической силой, если лежащее в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и потребностях всех или подавляющего большинства государств либо когда это касается особо важного предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности придают соответствующим нормам особое юридическое значение.

Относительно юридической силы такого важнейшего универсального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано:

«В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным. Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм.

Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а другие — нет. Подчиненность — это не что иное, как совместимость одних норм с другими. В частности, требование соответствия локальных норм универсальным нормам международного права отражает необходимость согласования интересов нескольких государств с интересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка.