... > Микроэкономика > Антимонопольное законодательство и...

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) антимонопольное законодательство
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер.

Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство — совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся:

  • ограничение монополизации рынка;

  • контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции;

  • защита прав потребителя;

  • защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

В РБ развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям. 

Сохранение такого монополизма обусловлено:

  • низкими темпами приватизации;

  • преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса;

  • государственной поддержкой крупных предприятий;

  • созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп;

  • преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.