... > Микроэкономика > Экономические последствия монополий

Экономические последствия монополий

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Х—неэффективность фиаско рынка
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

1. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов, о чём свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.

2. Издержки производства монополистов и конкурентных фирм могут быть неодинаковые.

С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов.

С другой стороны, Х—неэффективность — неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов — более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм. Монополисты могут осуществлять значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии (расходы, связанные с сохранением монополии).

3. Предпринимательская монополия способствует неравенству в распределении дохода. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену, чем сделала бы чисто конкурентная фирма.

4. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно- техническому прогрессу:

  • Одни полагают, что чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу, так как имеет экономические прибыли, которые можно направить на финансирование научно-исследовательских работ.

  • Другие экономисты доказывают, что стимулы монополиста разрабатывать новую технику или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает, что нет автоматического стимула к научно-техническому прогрессу на монополизированном рынке.

5. В условиях совершенной конкуренции производство ведётся до той точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведённую единицу продукции, в точности равна альтернативным издержкам её производства. Все возможные выгоды, получаемые от торговли, полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.

В условиях монополии производство прекращается, не достигнув этой точки. Излишек потребителя меньше, а излишек производителя больше, чем при совершенной конкуренции. 

Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными. Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.