Олигополия — тип рыночной структуры, при котором на рынке господствуют несколько фирм и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену. К олигополии относится автомобильная промышленность, производство стали, алюминия.
Основные черты:
небольшое количество фирм, господствующих на рынке;
продукция может быть однородной (производство стали) или дифференцируемой (производство холодильников, автомобилей и т. д.);
ограничение доступа на рынок новых фирм;
каждая фирма способна оказать влияние на рыночную цену товара, и зависит это от характера взаимодействия фирм;
значительное влияние на цену оказывает тайный сговор фирм;
всеобщая взаимозависимость фирм.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Причины ее появления и существования во многом определяются уровнем развития современного производства, которое базируется на использовании НТР. Их использование и внедрение требует больших затрат и окупается во многом благодаря достижению положительного эффекта роста масштаба и снижению издержек производства (себестоимости). С одной стороны, это служит барьером для входа в отрасль новых фирм, а с другой — такие издержки могут окупаться только за счет значительной доли фирмы в общем объеме рыночных продаж.