Понятие монополистической конкуренции и ее основные признаки
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Каждая из множества мелких фирм выпускает продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов. Количество производителей может составлять 50, 60, 100 и т. д.
Например, хлебопекарные производства, парикмахерские, мыло, порошки.
Модель монополистической конкуренции совмещает монополистические и конкурентные аспекты.
Основные черты:
Фирма имеет убывающую кривую спроса, т. е. является искателем цены, а ее предельный доход меньше цены.
Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.
Отсутствие взаимной зависимости фирм и невозможность тайного сговора.
Экономическое соперничество фирм влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию.
Если монополистический конкурент снизит цену, то спрос на его продукцию возрастет, т. к. часть покупателей начнет приобретать товар его фирмы, а не других. В то же время, не все покупатели переключатся на продукцию фирмы с более низкой ценой на товар, т. к. многие из них являются приверженцами продукции одной марки, желают получать дополнительные услуги (гарантия), желают купить товар поближе от дома.
Таким образом, продукт дифференцируется по качеству, услугам, размещению. Могут быть мнимые различия, созданные посредством рекламы, за счет более удачного дизайна, торговой марки.