Под равновесием фирмы понимается состояние, при котором она достигает максимальной эффективности производства и, следовательно, стабилизирует масштабы своей деятельности и объемы продаж.
Поиски фирмой равновесия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции различны.
Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для раскрытия этого вопроса следует отметить:
во-первых, важнейший параметр рыночного равновесия — это альтернативные издержки, или издержки выбора, отражающие экономическую свободу и равенство всех субъектов экономики;
во-вторых, в условиях совершенной конкуренции фирма, добиваясь максимизации прибыли, может контролировать лишь один параметр — объем продукции (предложение), связанный с предельными затратами;
в-третьих, в заданной рынком цене (определяющей спрос) главную роль играют предельные издержки.
В краткосрочном периоде уровень цен, определяющий равновесие на рынке, ориентирован на предельные издержки и предельный доход, с одной стороны, и объем продукции, у которой предельный доход больше предельных издержек, с другой. В результате на рынке устанавливается такая цена, при которой должна продаваться вся продукция. Поскольку максимума прибыли фирма достигает при условии равенства предельного дохода и предельных издержек, равновесие фирмы может быть достигнуто, если фирма расширяет свое производство до точки, когда предельные издержки уравниваются с ценами (предельный доход есть цена на товар). В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.
В долгосрочном периоде равновесие фирмы достигается при условии равенства минимальных средних издержек и среднего дохода. В результате достижения равновесия каждой фирмой устанавливается равновесие отраслевого рынка. Под равновесием отраслевого рынка понимают оптимизацию размеров фирм’ данной отрасли при одновременном снижении цены на отраслевом рынке до уровня минимальных средних издержек производства.
Нарушения равновесия фирмы и отраслевого рынка связаны с изменением цен, издержек и других параметров деятельности фирмы. Это побуждает фирму вновь расширять или сворачивать производство, искать пути вложения ресурсов, выходить на новые рынки. Стремление фирмы вновь прийти к равновесному состоянию гарантирует эффективность развития и самой фирмы, и отрасли.
Таким образом, для фирмы в условиях совершенной конкуренции поиски равновесия связаны с постоянной динамикой и развитием.