Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок.
Конкуренция является совершенной при наличии:
большого числа фирм, производящих однородную продукцию;
однородность продукции разных предприятий в составе сектора;
равный доступ ко всем видам информации;
свободный прилив капиталов из отрасли в отрасль.
Основой
Кривая спроса на рынке с совершенной конкуренцией совершено эластична по цене. Предельный доход фирмы чистого конкурента равен рыночной цене. Основой рынка является большое число независимых продавцов. Пример: рынок с/х продукции, рынок наличной иностранной валюты
Одним из ограничений, влияющим на выбор фирмы в процессе максимизации прибыли, является спрос на продукцию, производимую этой фирмой. При совершенной конкуренции поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс-тейкером»). Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме.
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.
Модель рынка совершенной конкуренции является идеализированной, нормативной моделью. Она является исходным эталоном для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов на рынках несовершенной конкуренции.