... > Мировая политика > Возникновение государственно-центристской модели...

Возникновение государственно-центристской модели мировой политики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Возникновение Подходы Дж. Локк Ж.-Ж. Руссо Г. Гегель Вывод
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Возникновение государственно-центристской модели

Историки международных отношений обычно связывают начало качественно нового этапа в развитии европейской политической системы с окончанием тридцатилетней войны и подписанием вестфальских договоров в 1648 г.

Вестфальские соглашения были подписаны в двух вестфальских городах – Мюнстере и Оснабрюке в октябре 1648 г.

В Мюнстере был заключен договор между императором Священной римской империи немецкой нации и его союзниками и королем Франции и его союзниками. В Оснабрюке мирный договор заключили император Священной римской империи немецкой нации и королева Швеции. Оба договора подлежали ратификации в рейхстаге Священной римской империи, но в силу различных обстоятельств ратификация состоялась только 17 мая 1654 г. В соответствии с параграфом 2-м статьи XVII-й Оснабрюкского договора Вестфальские мирные договоры получили конституционный характер. Имперские чины в соответствии с параграфом 1-м статьи VIII-й Оснабрюкского договора получили территориальную власть, что впоследствии было интерпретировано как территориальный суверенитет. Имперские чины получили право заключать союзы между собой и с иностранными государствами. Эта норма аннулировала запрет о недопустимости договоров за спиной императора Священной римской империи немецкой нации, содержавшийся в Пражском мирном договоре 1635 г. Вместе с тем, договоры, заключаемые имперскими чинами, не должны были быть направлены против императора и Империи и подвергать опасности гражданский мир или мирный договор. По мнению российского исследователя мировой политики М.М.Лебедевой, «главное, что было сделано благодаря двум договорам, заключенным по итогам Тридцатилетней войны, это формирование именно системы отношений государств, предполагающей определенные правила поведения, суть которых и отражал принцип национального суверенитета».

Подходы

Национальный (государственный) суверенитет выражает полноту, независимость, верховенство и единство государственной власти страны. Дж. Локк считал суверенитет проявлением «общей воли народа», рассматривал народ как первоисточник государственной власти.

Ж.-Ж. Руссо обосновывал такие свойства суверенитета как неотчуждаемость и неделимость. Он считал суверенитет неотчуждаемым, так как передаваться может власть, но не воля. «В силу той же причины, по которой суверенитет неотчуждаем, – писал Ж.-Ж. Руссо, – он неделим, либо воля является общею, либо ею не является; она являет собою волю народа как целого, либо – только одной его части. В первом случае эта провозглашенная воля есть акт суверенитета и создает закон».

Г. Гегель выделял внутренний и внешний суверенитет. Под внутренним суверенитетом он понимал единство действий всех ветвей власти. Под внешним – независимость воли и единство действий государства во внешних сношениях. Современная трактовка суверенитета была выработана на конференции в Монтевидео (Уругвай) в 1933 г. Суверенное государство должно обладать определенной территорией, постоянным населением, правительством. Государственный суверенитет страны должен быть подтвержден другими государствами. Наряду с национальным (государственным) существует народный суверенитет. Являясь источником власти, народ выражает свою волю посредством выборов, референдумов, плебисцитов. Не случайно и демократические, и авторитарные и тоталитарные правительства для легитимации своей власти апеллируют к «воле народа».

Вывод

С середины XVII в. центральную роль в мировой политике стали играть национальные государства. До этого основным субъектом мировой политики была Римская империя, включавшая весь цивилизованный мир, а в средние века – церковь. Появление понятия национального суверенитета, означало, что любое вмешательство во внутренние дела государства, будь то со стороны другого государства или Папы римского, становится неприемлемым и незаконным. Основным мотивом деятельности национальных государств становится национальный интерес, а не «веления Бога».