... > Мировая политика > Консолидация глобального Севера...

Консолидация глобального Севера перед лицом китайского вызова

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Обзор проблемы Экспансия Китая Ответ на китайскую угрозу AUKUS Вывод
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Обзор проблемы

В своей глобальной политике КНР не спешит объявлять себя экономически развитой страной. И по экономическим, и по политическим мотивам Пекину пока выгодно оставаться развивающимся государством, добровольно возложившим на свои плечи бремя лидера «третьего мира». Пекин никогда не афиширует своих геостратегических амбиций, стараясь всегда и везде подчеркивать главенствующую роль ООН в международных делах.

Первым проявлением глобальных притязаний Китая стал политико-экономический прорыв в Африку, начавшийся в 2006 г. В ноябре 2006 г. в Пекине состоялся первый китайско-африканский саммит с участием глав государств и правительств 48 стран Африки, на котором были заложены основы стратегического партнерства между КНР и африканскими государствами. КНР сознательно и активно включилась в мировые процессы глобализации, стремясь обеспечить себе рынки сбыта, источники сырья и энергоресурсов. Фактически в международную повестку дня был поставлен вопрос о переделе сфер экономического и политического влияния в Африке.

Не только местным компаниям, но и оперирующим в различных регионах «третьего мира» американским, японским и европейским корпорациям не просто соперничать с китайскими корпорациями, пользующимися мощной поддержкой своего правительства и проводящими агрессивную маркетинговую политику. Например, широко представленные сегодня на латиноамериканском (и на белорусском) рынке телекоммуникационные китайские компании “Huawei” и ZTE смогли предоставлять потребителям свою продукцию по более низким ценам, так как использовали беспроцентные или низкопроцентные займы государственного Китайского банка развития.

Экспансия Китая

Масштабная экономическая экспансия Китая в «третьем мире» вызывает недовольство и сопротивление западных государств и ТНК. Западные политики и аналитики обвиняют Пекин в поддержке диктаторских африканских режимов (например, в Судане), в подрыве местной экономики через демпинг дешевых китайских товаров, в создании производств, не обращающих должного внимания на вопросы экологии и охраны труда.

В XXI в. впервые с начала опиумных войн (1839 г.) Пекин начал осуществлять активную международную политику, направленную на защиту и продвижение китайских интересов во всех уголках земного шара. Фундаментом этой политики стала вторая по размерам экономика мира и растущее чувство национальной гордости населения страны. Во внешнеэкономической сфере Китай распространяет свое влияние не только через экспорт традиционных товаров легкой промышленности, но все чаще и посредством экспорта высокотехнологичных товаров, собственных ноу-хау и экспорта инвестиций. Во внешнеполитической сфере Китай на равных сотрудничает с ведущими державами мира.

Сегодня все чаще не Китай выступает просителем, как было на протяжении почти двух веков, а, наоборот, сегодня у него просят поддержки страны Запада: Вашингтон – не продавайте наши гособлигации, Брюссель – несите ваши инвестиции, Токио – купите наши товары.

Ответ на китайскую угрозу

Однако, не только просьбами и стонами определяется политика Запада в отношении лидера «третьего мира». В начале 2013 г., было объявлено о начале переговоров по созданию «Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства» между ЕС и США, тем самым фактически начато формирование общего рынка между крупнейшими экономиками западного мира. Весной 2013 г. состоялся первый раунд переговоров по созданию зоны свободной торговли между ЕС и Японией. Вашингтон резко активизировал свой проект по созданию «Транс-тихоокеанского партнерства» – зоны свободной торговли, включающей крупнейшие государства по обе стороны Тихого океана за исключением КНР. 5 октября 2015 г. было подписано Соглашение об образовании Транс-тихоокеанского партнерства, включающего 12 стран (Канада, США, Мексика, Перу, Чили, Япония, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия).

Все это говорит о том, что в западных столицах всерьез обеспокоены активизацией внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Пекина, нацеленной на обеспечение китайских интересов в «третьем мире», и начали осуществлять превентивную стратегию по сдерживанию растущего китайского влияния на международной арене.

В свою очередь, в Пекине начали разрабатывать контр-стратегию по противодействию западной политике сдерживания Китая. В сентябре 2013 г. Си Цзиньпин провозгласил новую инициативу по созданию Экономического пояса шелкового пути; в марте 2014 г. вынуждает Брюссель включить в Совместную декларацию ЕС–КНР положение о возможности проработки создания зоны свободной торговли ЕС-КНР; в мае 2015 г. в Москве подписывается Заявление о сопряженности Экономического пояса шелкового пути и ЕАЭС.

AUKUS

15 сентября 2021 г. Австралия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки создали новый формат трехстороннего сотрудничества в сфере безопасности – AUKUS. На совместной пресс-конференции лидеры трех государств назвали задачами такого сотрудничества укрепление безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), совместный ответ на вызовы безопасности, повышение оборонного потенциала Австралии. Все они указали на сложную стратегическую обстановку в регионе, рост нестабильности, появление новых угроз.

В рамках сотрудничества будет расширено взаимодействие сторон в сферах региональной политики, координации совместных акций, кибербезопасности, искусственного интеллекта, подводного пространства. Будет развиваться кооперация между военно-морскими силами, учеными и оборонной промышленностью. Важнейшим направлением работы названа совместная разработка технологий для создания Австралией атомного подводного флота с неядерным вооружением.

Вывод

Таким образом, в результате рассмотрения данного вопроса должно сформироваться представление о том, что опираясь на свою экономическую мощь, Пекин начал осуществлять в XXI в. активную внешнюю политику и экономическую экспансию во всех регионах мира. Наиболее заметно проникновение и закрепление китайских экономических интересов в Африке и Латинской Америке. Глобальный Север, чьи экономические позиции в «третьем мире» оказались под угрозой, выработал стратегию противостояния китайскому вызову. В частности, создаются масштабные интеграционные объединения (Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, зона свободной торговли ЕС–Япония), проникновение куда китайской продукции будет затруднено. Пекин активно противодействует политике сдерживания Китая, выдвигает новые экономические инициативы, ищет новых союзников (в лице России и ЕАЭС) и пытается внести раскол в стан противников (заставив Брюссель согласиться с рассмотрением идеи о зоне свободной торговли между КНР и ЕС).