Оборудование палат, перевязочных. Операционный блок, требования к его размещению, устройству и оборудованию. Уборка операционной и перевязочной. Правила поведения в операционной
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Палаты развёртываются на разное количество коек, но не более 6.
Выделяют палаты
для гнойных больных;
для чистых больных;
для послеоперационных больных;
для тяжёлых больных или нуждающихся в изоляции.
В палатах необходимо поддерживать образцовый порядок. В них должно быть уютно, просторно, свежо и чисто.
Кровати в палатах размещают так, чтобы к больному можно было подойти с трёх сторон. Расстояние между кроватями должно быть не менее 1 м, что необходимо для осмотра, перекладывания больных, проведения лечебных процедур.
Кровати должны быть металлическими для удобства их обработки. Для тяжёлых больных используют подголовники или функциональные кровати для придания больному необходимого положения. С помощью механизмов, расположенных в ножном конце кровати или сбоку, можно быстро поднимать изголовье (больной принимает полусидящее положение) или опускать его до горизонтального уровня (в раннем послеоперационном периоде). Чтобы больной не «сползал» вниз, в кровать следует положить упор для ног. Функциональная кровать на колёсах, которую может легко передвигать одна санитарка.
Кровать должна соответствовать росту и возрасту пациента. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута. Матрас должен быть без бугров с удобным наматрасником. Наматрасник необходимо регулярно чистить, а при необходимости дезинфицировать или менять. Для удобства пациента на кровати целесообразно иметь две подушки. К каждой кровати имеется подводка кислорода, звуковая или световая сигнализация, лампа-ночник.
Возле кровати ставят прикроватные тумбочки для личных вещей больного. Запрещается хранение в тумбочках продуктов питания. Их хранят в холодильниках, которые находятся в столовой.
В каждой палате должна быть раковина для умывания и зеркало. Непременным условием содержания палаты является хорошая вентиляция, поддержание оптимальной воздушной среды — температуры и влажности. Для дезинфекции воздуха в каждой палате установлены бактерицидные лампы.
Перевязочная является обязательной составной частью любого хирургического отделения. Причём должно быть две перевязочных: для чистых и гнойных перевязок.
В перевязочных производятся
перевязки;
пункции;
небольшие операции;
эндоскопические исследования;
новокаиновые блокады и другие манипуляции.
Санитарный режим в перевязочных примерно такой же, как и в операционных, здесь проводится 5 видов уборки:
Предварительная уборка проводится перед началом рабочего дня.
Текущая уборка проводится в течение дня.
Уборка после каждой операции или манипуляции.
Заключительная уборка проводится в конце дня.
Генеральная уборка проводится один раз в 7 дней.
Оснащение перевязочной
перевязочный стол, на котором проводятся перевязки больных, находится в центре перевязочной;
бестеневая лампа;
стол со стерильным перевязочным материалом и хирургическими инструментами;
стол с препаратами, используемыми при перевязке;
шкаф для хранения антисептиков;
наркозный аппарат;
столик сестры-анестезистки;
электроотсос;
кислород в баллонах или централизованная подача;
сухожаровой шкаф для стерилизации инструментов;
маркированная посуда для предстерилизационной обработки и для дезинфекции инструментов;
кран для мытья рук;
ёмкости для использованного перевязочного материала;
бактерицидные лампы для дезинфекции воздуха;
стол для изготовления перевязочного материала;
шкаф для хранения готового перевязочного материала;
стойка для капельного вливания;
биксы со стерильным перевязочным материалом.
Операционный блок
Его назначение заключается в создании наиболее благоприятной обстановки для производства операций при максимальном уменьшении опасности заноса экзогенной инфекции в рану.
Требования к оперблоку
Он должен быть удален от хирургических отделений, пищеблока, сан. узлов (т.е., от так называемых септических зон). Лучше, если оперблок занимает последний этаж больницы, или находится в изолированном здании.
Полное разделение между операциями для чистых и гнойных заболеваний в отношении оборудования, белья, инструментов; Потоки в операционном отделении должны быть разделены на:
«стерильный» — проход для хирургов, операционных медсестер;
«чистый» — для доставки больного, чистого белья, медикаментов и прохода анестезиологов, младшего и технического персонала;
«грязный» — для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.
Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться.
Микроклимат в операционной: должна быть определенная температура воздуха (22-24º С), влажность — (не более 50%), обмен воздуха — 10-кратный в течение часа.
Требования к отделке помещений операционного блока: стены операционных должны быть покрыты водостойкими материалами, быть без щелей, непроницаемы для пыли и насекомых, с гладкой поверхностью для удобства дезинфекции (то есть, используется кафельная плитка, масляная краска светлых тонов). Потолки должны быть матовые, с антистатическим покрытием (во избежание взрыва при работе электрических аппаратов).
Для студентов должен быть сделан застекленный потолок или организован просмотр операций по телевидению. Для специальных отделений оборудуются: гипсовая, рентгеновский кабинет.
Размещаются операционные залы окнами на север или северозапад, в верхних этажах (не ниже 2-го), или в изолированном здании (пристройке, блоке) т.к. при этом будет меньше запыленность воздуха и шум, не будет перегрева солнечными лучами летом.
Принцип зонирования оперблока
Зона стерильности: операционный зал; стерилизационная.
Зона строгого режима: предоперационная; моечная; наркозная; аппаратная.
Зона ограниченного режима: инструментально-материальная; раздевалка; комната хирурга; комната операционных медсестёр; протокольная; комната анестезистов; зал пробуждения больных; экспресслаборатория.
Зона общего режима: кабинет заведующего отделением; комната старшей операционной медсестры; помещение для грязного белья; душевая; санитарный узел.
Оснащение операционного блока
Оснащение операционной:
операционный стол;
столик с антисептиками;
столик сестры-анестезистки;
бестеневые лампы;
большой стерильный стол для перевязочного материала и инструментов;
инструментальный столик операционной медсестры;
биксы со стерильным материалом и бельём на подставках;
электроотсос;
электрокоагулятор;
бросалки для использованного материала и инструментов;
стойки для капельных вливаний;
централизованная подводка кислорода;
наркозный аппарат;
аппарат ИВЛ;
бактерицидные лампы (для обработки воздуха — настенные, потолочные и передвижные);
подставки для ног.
Оснащение предоперационной:
умывальники с локтевыми кранами;
зеркала;
рядом с умывальником на столике: бикс со стерильными салфетками, масками и шапочками; сосуд с антисептиком, в который погружён корнцанг (для работы с биксом);
непромокающие фартуки и моющие средства.
Уборка операционной и перевязочной
Уборка операционной
Предварительная уборка проводится перед началом рабочего дня: протирают влажным способом горизонтальные поверхности — пол, подоконники, оборудование.
Текущая уборка проводится во время операции: подбирают с пола случайно упавшие салфетки, шарики и вытирают запачканный кровью пол.
Уборка операционной после каждой операции: вынос всех отработанных материалов, обработка операционного стола, смена белья на операционном столе, при необходимости — мытьё полов, горизонтальных поверхностей, подготовка инструментов для следующих операций.
Заключительная уборка проводится в конце рабочего дня: моют полы, горизонтальные поверхности, выносят использованный перевязочный материал и операционное бельё, включают бактерицидные лампы.
Генеральная уборка проводится один раз в неделю: моют всю операционную (потолок, пол, стены) с применением моющих и дезинфицирующих средств согласно действующим инструкциям.
Санитарный режим в перевязочных примерно такой же, как и в операционных, здесь проводится 5 видов уборки:
Предварительная уборка проводится перед началом рабочего дня.
Текущая уборка проводится в течение дня.
Уборка после каждой операции или манипуляции.
Заключительная уборка проводится в конце дня.
Генеральная уборка проводится один раз в 7 дней.
Правила поведения в операционной
Доступ в операционную строго ограничен. По окончании работы двери операционной запирают на замок. Даже руководители лечебного учреждения не должны входить в операционную, не поставив об этом в известность старшую операционную сестру.
Вход в операционную разрешается в халате, маске, шапочке и бахилах.
Лица, страдающие респираторными заболеваниями, в операционную не допускаются.
Лица, не известные персоналу в операционную не допускаются.
В операционной запрещаются разговоры, излишнее хождение.
Никто из присутствующих не должен подходить ближе, чем на 1 м к инструментальному столу или проходить между инструментальным и операционным столом.
Вход в операционную и выход из нее разрешается только в промежутках между операциями.
Дверь операционной во время работы должна быть закрыта.
Студенты допускаются в операционную только с преподавателем, который отвечает за их поведение.
Если операционная не работает, она должна быть закрыта и вход в неё категорически запрещен.