Система подготовки хирургов в Республике Беларусь. Деонтология в хирургии. Понятие о ятрогении
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Система подготовки хирургов в Республике Беларусь
В медицинских вузах Республики Беларусь принята единая система подготовки по хирургии. Она основана на принципе триединой системы Пирогова, которая предусматривает разделение изучения хирургических болезней на общую, факультетскую и госпитальную хирургии.
На втором курсе преподавание хирургии начинается с дисциплины «Общий уход за хирургическими больными». Это — по существу введение в хирургическую специальность. Во время прохождения этой дисциплины студенты знакомятся с общими принципами работы хирургического стационара, учатся общению с больными, овладевают простейшими манипуляциями.
На третьем курсе изучается общая хирургия. Студенты знакомятся с основами клинического обследования хирургических больных, принципами хирургических методов лечения и семиотикой основных видов хирургических заболеваний.
На четвертом курсе преподается факультетская хирургия. На кафедре факультетской хирургии изучаются классические симптомы, методы диагностики и лечения основных хирургических заболеваний.
На пятом курсе студенты обучаются на кафедре госпитальной хирургии. Здесь изучаются особенности тактики при лечении различной патологии, дифференциальную диагностику хирургических заболеваний, диагностику и лечение различных осложнений хирургического лечения, современные диагностические и лечебные приемы, знакомятся с редкой патологией. Одновременно с обучением на кафедрах факультетской и госпитальной хирургии студенты изучают на отдельных кафедрах специальные хирургические дисциплины (оперативную хирургию, урологию, оториноларингологию, офтальмологию, онкологию, нейрохирургию, травматологию, детскую хирургию, военно-полевую хирургию).
На последнем, шестом курсе медицинского университета в настоящее время предусмотрено разделение обучения по основным отраслям (субординатура) — терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия. Субординаторы-хирурги большую часть времени совершенствуют свои знания по хирургии, практически работая у постели больного под руководством преподавателя. Для студентов, избравших другие специальности, также предусмотрено выделение определенного времени для углубления знаний по хирургии. Завершается обучение государственным экзаменом по хирургии.
Окончание университета не дает право заниматься сразу самостоятельно лечебной деятельностью. Необходимо пройти обучение в интернатуре (1 год) или клинической ординатуре (2 года). Эти формы обучения предусматривают работу в каком-либо крупном хирургическом стационаре или при кафедре хирургии института (университета) в качестве интерна или клинического ординатора. И только после окончания интернатуры или ординатуры, сдачи экзамена предоставляется возможность работать по специальности. Но на этом обучение не заканчивается. Не реже 1 раза в 5 лет следует проходить специальные курсы повышения квалификации. В случае если через несколько лет хирург решит работать в более узкой специальности, то придется пройти специализацию. Для освоения современных сложных методов лечения, также придется пройти обучение и получить соответствующий сертификат позволяющий выполнять те или иные операции на современном оборудовании (малоинвазивные операции, эндопротезирование, эндоваскулярная хирургия и т.д.).
Деонтология в хирургии
Медицинская деонтология — совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.
В своей деятельности хирург пользуется правилами и нормами медицинской этики и деонтологии. Медицинская деонтология в хирургии определяет основные принципы поведения медперсонала, направленная на адекватное и эффективное лечение и восстановление трудоспособности. Использование этических стандартов и психологических знаний в процессе лечебной деятельности позволяет улучшить ее надежность и эффективность.
Хирург, независимо от индивидуальных особенностей личности, должен ставить интересы и здоровье своих пациентов выше личностных капризов, уметь владеть собой в любых ситуациях, регулировать свое психоэмоциональное состояние и осознавать, что их профессиональная деятельность значительно шире, чем территория диагностического кабинета, операционной и перевязочной. В частности, врач должен иметь профессиональные и человеческие качества: осознание долга и ответственности, доброжелательное и внимательное отношение к больному, выдержка, терпение и настойчивость в достижении результатов, осмотрительность и решительность в принятии решений, лидерские позиции на протяжении всего лечения, умение управлять своим поведением в интересах больного, умение распределить свое время для выполнения служебных функций в зависимости от их значимости.
В ходе опроса от хирурга требуется максимальная концентрация внимания, положительное эмоциональное настройки, умение создать обстановку доверия, готовность к состраданию и оказания максимальной помощи. Неотъемлемые составляющие врачебной этики — выполнение врачебного долга и лекарственной деонтологии. Соблюдение врачебного долга включает помощь больным независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений, хранения врачебной тайны, отказ от действий, направленных против физического и психического здоровья людей, или угрожают их жизни. И только в случаях, когда соблюдение врачебной тайны может угрожать жизни или здоровью других людей, врач должен принять необходимые меры для того, чтобы больной не стал источником распространения опасного заболевания.
Понятие о ятрогении
Ятрогения — любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации или смерти; осложнения медицинских мероприятий, развившееся в результате как ошибочных, так и правильных действий врача.
Ятрогения — термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненноесостояние, или образуется псих. комплекс новой болезни. (определение Большой медицинской энциклопедии).
Ятрогенные факторы
риски, связанные с терапевтическим воздействием;
неблагоприятные (побочные) эффекты назначенных лекарственных средств;
избыточное назначение лекарственных средств (например, приводящее к антибиотикорезистентности);
нежелательные лекарственные взаимодействия;
риски, связанные с хирургическими вмешательствами;
врачебные ошибки;
болезненные методы диагностики;
больничные инфекции;
неверное выполнение назначений, обусловленное, например, неразборчивым почерком врача или опечатками;
халатность;
недоучёт или недостаток информации, ненадлежащее оснащение, выполнение процедур, техник и методов.
Типы ятрогении
Пациент не имеет серьёзного органического заболевания, но скорее функциональные расстройства, однако неправильно понимает слова врача, принимая свою болезнь за неизлечимую или тяжёлую.
Второй тип определяется как наличие у пациента тяжёлого заболевания, которое усугубляется вслед за неосторожными словами врача.