Законотворческий процесс в Республике Беларусь
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
1 стадия — прогнозирование и планирование развития законодательства.
Прогнозирование — определение тех областей, где должны быть приняты нормативные акты и их возможных правовых последствий.
Планирование — деятельность, связанная с составлением определенного перечня нормативных актов.
2 стадия — подготовка проектов.
Подготовка проектов — рассмотрение законотворческого предложения и принятия решения по подготовке проекта, организационное и финансовое обеспечение, сбор необходимой информации и материалов, разработка концепции, составление текста проекта, согласование проекта с заинтересованными государственными органами, проведение юридических и иных экспертиз.
3 стадия — внесение законопроекта в парламент.
Правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты Представителей, Совет Республики, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции рассматриваются палатами Парламента по предложению президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
4 стадия — рассмотрение законопроекта в Палате Представителей.
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях.
Председатель Палаты представителей или его заместитель назначают из числа постоянных комиссий Палаты представителей комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к первому чтению.
Изменения и (или) дополнения в проект закона вносятся комиссией лишь в случае получения на это согласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона.
При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия.
По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.
Во втором чтении обсуждаются структурные элементы проекта закона и поправки к нему. Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам.
Принятые Палатой представителей проекты законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики.
5 стадия — рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
Принятые Палатой представителей проекты законов могут рассматриваться в Совете Республики не более двадцати дней. Если в течение двадцати дней, а при объявлении проекта закона срочным — десяти дней со дня внесения проект закона не был рассмотрен, он считается одобренным Советом Республики.
Поступивший из Палаты представителей проект закона регистрируется в Секретариате Совета Республики и направляется Председателем Совета Республики или его заместителем в соответствующую постоянную комиссию Совета Республики для подготовки его к рассмотрению Советом Республики.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись.
В случае отклонения проекта закона Советом Республики палаты Национального собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию.
6 стадия — подписание и обнародование.
Принятый закон в десятидневный срок направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.
При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования.