Инфляция и ее последствия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Факторы формирования объема денежной массы:
Объем продающихся на рынках страны товаров (чем он выше, тем больше нужно денег).
Уровень цен (определяются соотношением спроса и предложения).
Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в обеспечении любых сделок за определенный промежуток времени).
Закон обмена — количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок за год и достигнутой скорости обращения местной валюты.
Инфляция — процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательной способности денег.
Причины инфляции :
Последствие дефицита на товарном рынке, когда цены растут из-за превышения спроса над предложением (инфляция спроса).
Цены могут расти и в силу удорожания факторов производства (инфляция издержек).
Показатели динамики уровня цен называются индексами цен. Индексы цен рассчитываются как отношение стоимости рыночной корзины (стандартного товарного набора) в текущем году к стоимости такой «корзины» в базовом году.
Виды инфляции:
Умеренная («ползучая») (среднегодовое повышение цен не более 3–5%).
Галопирующая (10–50% в год или немного выше в связи с резкими изменениями объема денежной массы).
Гиперинфляция (ежемесячный, в течение минимум 3–4 месяцев, рост цен свыше 50%, приводящий к дезорганизации экономики).
Последствия инфляции:
В результате инфляции обесцениваются сбережения — снижаются реальные доходы домохозяйств, фирм и государства.
При гиперинфляции нарушаются хозяйственные связи.
Сокращение производства и рост безработицы.
Подрыв стимулов населения к сбережениям.
«Бегство» от национальной валюты.
Возврат к бартеру.
Обесценивание налоговых поступлений.
Банкротство кредитных учреждений.
Возникновение диспропорций между отраслями.
Искажение структуры потребительского спроса.
Прекращение выполнения ценой главной роли рыночного сигнала.
Инфляция снижает покупательную способность денег.
Покупательная способность — степень использования каждой денежной единицы для покупки товаров и услуг. Чем больше товаров и услуг можно купить, тем больше покупательная способность денег.
Методы борьбы с инфляцией:
изъятие из обращения «лишних» денег;
«замораживание» зарплат и сокращение государственных расходов, а в некоторых случаях девальвация (снижение официального курса) национальной валюты;
стимулирование потребления и производства (но не в борьбе с гиперинфляцией).