Инфляция и ее последствия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Факторы формирования Причины инфляции Методы борьбы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Факторы формирования объема денежной массы:

  1. Объем продающихся на рынках страны товаров (чем он выше, тем больше нужно денег). 

  2. Уровень цен (определяются соотношением спроса и предложения). 

  3. Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в обеспечении любых сделок за определенный промежуток времени).

Закон обмена — количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок за год и достигнутой скорости обращения местной валюты.

Инфляция — процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательной способности денег.

Причины инфляции

  1. Последствие дефицита на товарном рынке, когда цены растут из-за превышения спроса над предложением (инфляция спроса).

  2. Цены могут расти и в силу удорожания факторов производства (инфляция издержек). 

  3. Показатели динамики уровня цен называются индексами цен. Индексы цен рассчитываются как отношение стоимости рыночной корзины (стандартного товарного набора) в текущем году к стоимости такой «корзины» в базовом году.

Виды инфляции:

  • Умеренная («ползучая») (среднегодовое повышение цен не более 3–5%).

  • Галопирующая (10–50% в год или немного выше в связи с резкими изменениями объема денежной массы). 

  • Гиперинфляция (ежемесячный, в течение минимум 3–4 месяцев, рост цен свыше 50%, приводящий к дезорганизации экономики).

Последствия инфляции:

  1. В результате инфляции обесцениваются сбережения — снижаются реальные доходы домохозяйств, фирм и государства.

  2. При гиперинфляции нарушаются хозяйственные связи. 

  3. Сокращение производства и рост безработицы.

  4. Подрыв стимулов населения к сбережениям.

  5. «Бегство» от национальной валюты.

  6. Возврат к бартеру.

  7. Обесценивание налоговых поступлений.

  8. Банкротство кредитных учреждений.

  9. Возникновение диспропорций между отраслями.

  10. Искажение структуры потребительского спроса.

  11. Прекращение выполнения ценой главной роли рыночного сигнала.

  12. Инфляция снижает покупательную способность денег.

Покупательная способность — степень использования каждой денежной единицы для покупки товаров и услуг. Чем больше товаров и услуг можно купить, тем больше покупательная способность денег.

Методы борьбы с инфляцией: 

  • изъятие из обращения «лишних» денег;

  • «замораживание» зарплат и сокращение государственных расходов, а в некоторых случаях девальвация (снижение официального курса) национальной валюты;

  • стимулирование потребления и производства (но не в борьбе с гиперинфляцией).