... > Обществознание (ЕГЭ) > Избирательная система РФ

Избирательная система РФ

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Избирательная система При мажоритарной Этапы подготовки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В соответствии с п.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа «являются референдум и свободные выборы». Избирательная система России является институциональным механизмом реализации данной нормы, позволяя многонациональному народу РФ осуществлять свою власть.

Избирательная система — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц и определения результатов голосования (избирательное право), а также комплекс действий в процессе выборов (избирательный процесс).

Статья 32 Конституции РФ:

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Демократическое избирательное право включает в себя всеобщность, равенство, тайну, прямое голосование.

При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система используется, когда выбирают президента, губернатора, мэра, депутатов парламента. Отличительная черта данной системы — персональное представительство, то есть избираются конкретные кандидаты. Голосующие люди могут ознакомиться не только с предвыборной программой, но и с личностью кандидата, его качествами и биографией.

Пропорциональная избирательная система может применяться как при выборах всего парламента, так и только нижней палаты. Территория государства или региона становится единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов, а избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным каждой партией голосам. Во многих странах есть избирательный барьер: Израиль — 1%; Дания — 2%; Шри-Ланка — 2,5%; Аргентина — 3%; Болгария — 4%; Венгрия — 4%; Швеция — 4%; Италия — 4%; Россия — 5%; Словакия — 5%; Испания — 5%; Эстония — 5%; Египет — 8%; Турция — 10%.

До 2002 года на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах президента, применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. Выборы в Государственную Думу проходят по мажоритарной системе.

Во многих странах практикуется смешанная избирательная система, основанная на сочетании пропорциональной и мажоритарной систем представительства.

Этапы подготовки и проведения выборов:

  1. На первом этапе, в установленные законом сроки (не позднее 2,5-3 месяцев до дня голосования), назначается дата выборов. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации РФ. Выборы депутатов Госдумы РФ назначает Президент РФ. Выборы законодательных органов субъектов РФ назначаются ими же.

  2. На организационном этапе создаются избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ — это территория, от которой избирается кандидат. Избирательный участок — это место проведения голосования. По закону число избирателей на одном участке должно быть не более 3 тысяч.

  3. Формирование избирательных комиссий: Центризбирком РФ — избирательная комиссия субъектов РФ — территориальная избирательная комиссия (ТИК) — участковая избирательная комиссия (УИК). Избиратели имеют непосредственное отношение с УИК, которые проводят подсчет голосов и передают их в ТИК. ТИК в свою очередь передает данные в ИК субъекта РФ. И на заключительной ступени все избирательные комиссии субъектов РФ передают данные о голосах в ЦИК РФ, который всенародно оглашает результаты выборов.

  4. Составление списков избирателей участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, выданных органами МСУ.

  5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Кандидат-самовыдвиженец, собравший необходимое количество подписей избирателей (не менее 1% от числа избирателей), может выдвинуться в период от 60 до 30 дней до дня голосования. Кандидату, выдвигаемому от партии, сбор подписей не требуется. Регистрируются кандидаты соответствующими избирательными комиссиями.

  6. Предвыборная агитация, в ходе которой кандидаты или партии знакомят народ со своими программами, проводят дебаты с соперниками, собрания и встречи с избирателями. Это очень важный этап избирательной кампании, когда каждый кандидат стремится привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. Всем кандидатам должны быть обеспечены равные условия для агитации. Агитация прекращается за сутки до дня голосования. По закону РФ за кандидата не могут агитировать должностные лица и органы власти. Как думаете, почему?

  7. Голосование, подсчет голосов и установление результатов. Голосование может проходить только в воскресенье. Время голосования с 08:00 до 20:00. На избирательных участках устанавливаются специальные кабины, в которых избиратель может проголосовать тайно. После голосования свой бюллетень нужно бросить в специальную урну для голосования, которую открывают только после закрытия избирательного участка. Вход на избирательный участок закрывается ровно в 20:00. А если к этому времени в помещении оказались избиратели, им дают право проголосовать. После их выхода участок закрывается, председатель изб/комиссии открывает урну и начинается подсчет голосов в присутствии наблюдателей — полномочных представителей кандидатов.

  8. Подготовка и проведение выборов финансируются из средств государственного бюджета и средств избирательного фонда каждого кандидата или партии.