... > Обществознание (ЕГЭ) > Рынок и рыночный...

Рынок и рыночный механизм

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Рынок Функции рынка можно классифицировать
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Основные признаки рынка.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

Так, с точки зрения действующего законодательства можно выделить легальный и нелегальный рынки; по пространственному признаку — местный, региональный, национальный, мировой; по типу конкуренции — чистой (свободной) конкуренции и несовершенной конкуренции (чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии).

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором их самостоятельными действиями исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Отрасль с чистой (совершенной) конкуренцией представлена большим количеством фирм, производящих стандартизированный продукт. Ни одна из этих фирм не способна воздействовать на рыночную цену.

Противоположностью чистой конкуренции является один из видов несовершенной конкуренции — монополия.

Чистый монополист — единственный производитель продукта, у которого нет близких заменителей.

Олигополия характеризуется разделом рынка между несколькими крупными фирмами, которые являются взаимозависимыми (поскольку непосредственно испытывают влияние конкурентов).

Типы рыночных систем.

 

Совершенная конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

Много мелких фирм

Несколько крупных фирм

Одна фирма

Тип товара

 

Одинаковая продукция

Одинаковая или различная продукция

Уникальная продукция

Условия вхождения на рынок

Нет барьеров

Высокие барьеры

Вход заблокирован

Рыночная цена

Сопоставимые цены

Ценовое лидерство

Цена монополиста

Функции рынка:

  1. Ценообразующая (цена формируется как результат взаимодействия производителя и потребителя).

  2. Регулирующая (объем и ассортимент производства зависит от рынка).

  3. Стимулирующая (под влиянием рынка производитель снижает затраты, улучшает качество производимого товара).

  4. Информационная (рынок может предоставить информацию о том, какие товары пользуются спросом).

  5. Посредническая функция (рынок — посредник между производителем и потребителем).

  6. Санирующая (слабые фирмы неугодны рынку, он поощряет развитие эффективных фирм).

  7. Распределительная (цены способствуют разделению доходов потребителей, определяя социальное расслоение общества).

  8. Интеграционная (благодаря рынку формируется единое экономическое пространство, созданное объединенными субъектами экономической системы).

  9. Инновационная (рынок заинтересован в поиске новых товаров и новых способов производства, что способствует научно-техническому развитию).

Рынки можно классифицировать по пространственному критерию:

  • мировой;

  • региональный;

  • национальный;

  • местный.

Или же рынки можно делить по степени ограничения конкуренции:

  • рынки совершенной конкуренции (чистой);

  • рынки несовершенной конкуренции.

Функциональный критерий рынка делит его на:

  • рынок товаров и услуг;

  • рынок труда;

  • финансовый рынок;

  • валютный рынок;

  • рынок информации и т.д.

Также рынки можно разделить по соответствию закону:

  • легальный рынок;

  • «черный» рынок.

По характеру продаж:

  • оптовый;

  • розничный.

По уровню насыщения:

  • равновесный;

  • избыточный;

  • дефицитный.

По степени регулируемости:

  • регулируемый;

  • нерегулируемый.