... > Обществознание (ЕГЭ) > Законотворческий процесс

Законотворческий процесс

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Правотворчество Принципы правотворческой Обязательному рассмотрению Принятие федеральных
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На уроке мы мы рассмотрим законотворческий процесс, какие стадии проходит новый закон в ходе его принятия и кто может выступать субъектом законодательной инициативы. Таймкод: 0:00 Тема и план урока 0:30 Определение 0:41 Первая стадия законотворчества 0:58 Субъекты законодательной инициативы 1:35 Принятие и утверждение законопроекта 3:10 Обнародование закона 3:30 Стадии законотворческого проекта 3:46 Итоги Понравилось как преподаватель объясняет материал? Получи ещё больше полезного контента о подготовке к экзаменам в наших соц.сетях: https://clck.ru/Zr7kn - канал в Дзене, где разбираем сложные темы в образовании; https://clck.ru/Zr7zU - уютное инстаграм-сообщество с нашими учениками https://vk.com/domy24 - паблик ВК, в котором постоянно проводят розыгрыши и конкурсы А обо всем, что мы делаем, можно узнать у нас на сайте: https://center-think.ru/

Правотворчество — это деятельность органов власти, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.

Правотворчество выполняет несколько функций, наиболее важными из которых являются:

  • восполнение пробелов в праве (создание общеобязательных норм и правил, необходимых для законодательного урегулирования сложившихся общественных отношений);

  • обновление законодательства;

  • отмена устаревших юридических норм.

Принципы правотворческой деятельности в демократическом государстве:

  • принцип гласности (осуществление нормотворческой деятельности в условиях открытости позволяет органам власти принимать юридические нормы, которые отвечают интересам общества);

  • принцип демократизма (участие населения в общественных обсуждениях законопроекта позволяет избежать ошибок при осуществлении нормотворческой деятельности);

  • принцип законности (нормотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с действующим в государстве законодательством);

  • принцип исполнимости (принимаемые органами власти юридические нормы должны быть обеспечены как финансовыми средствами из бюджета, если это является необходимым, так и специалистами, наделенными необходимыми компетенциями);

  • принцип профессионализма (осуществление нормотворческой деятельности требует специализированной подготовки ее субъектов для ясности и точности выражения воли законодателя, что способствует как повышению эффективности права, так и снижает количество нарушений закона в силу доступности языка закона и отсутствия противоречий в его формулировках).

Безусловно, сложность и многогранность общественных отношений требует законодательного урегулирования общеобязательных правил поведения. Но какой же путь проходит закон от стадии возникновения законодательной инициативы до вступления нормативно-правового акта в законную силу?

Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит определить: кто же в России наделен правом законодательной инициативы? Ответ на этот вопрос мы можем найти в п. 1 ст. 104 Конституции РФ, который гласит: «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».

Каждый из субъектов законодательной инициативы наделен правом внести законопроект в нижнюю палату Федерального Собрания РФ — Государственную Думу.

Законопроект поступает в один из профильных комитетов Госдумы, где проходит его обсуждение. Те законопроекты, которые выносятся на пленарные заседания Государственной Думы, проходят до трех чтений, что позволяет внести изменения и дополнения.

Для того, чтобы федеральный закон был принят, он должен заручиться поддержкой большинства от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;

  • федеральных налогов и сборов;

  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

  • войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Принятие федеральных конституционных законов в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 108 Конституции РФ Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.