Теория «Х» и «Y», теория «Z» У.Оучи

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Теория «Х» Теория «Y» У.Оучи
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Особое место в школе «человеческих отношений» занимают основные работы Д.Мак-Грегора (1906-1964), в которых содержатся методологические положения «теории X» и «теории Υ».

Теория «Х»:

  • человек ленив и стремится избегать работы;

  • строгое руководство и контроль являются главными методами управления;

  • работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили;

  • в поведении работников доминирует стремление к безопасности;

  • для достижения целей надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении.

Теория «Y»:

  • нежелание работать — это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;

  • лучшие средства осуществления целей организации — вознаграждение и личностное развитие;

  • при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;

  • при наличие хороших условий сотрудники формируют в себе такие качества, как самодисциплину и самоконтроль;

  • трудовой потенциал работников выше, чем принято считать; в современном производстве их созидательные возможности используются лишь частично.

Выводы:

Теория X: В деятельности руководителя должна преобладать мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.

Теория Y: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

Основные положения теории У.Оучи:

  1. долговременный наём;

  2. групповое принятие решений;

  3. ответственность за результаты решений коллективная;

  4. продвижение по карьерной лестнице медленное, напрямую зависит от количества лет, которые сотрудник проработал на компанию, а также его собственного возраста;

  5. механизм контроля является неформальным и не имеет четких и ясных правил;

  6. традиция восприятия компании как второго дома.

Таким образом, идеальная модель, по У.Оучи, представляет собой сочетание стремления человека к нахождению в коллективе, а также его индивидуалистические черты.