Особенности формирования архитектуры безопасности на постсоветском пространстве, ОДКБ
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В ходе становления военно-политического сотрудничества постсоветских стран определились
Первые нормативно-правовые акты в области военно-политического сотрудничества носили несколько размытый и неопределенный характер. Это объяснялось процессами выработки национальных подходов к вопросам безопасности в самих постсоветских странах и определением Россией своей роли в военно-политической сфере на пространстве СНГ. Поэтому на первых порах, до сер. 1990-х гг. страны следовали общим схемам взаимного сотрудничества и опирались на российскую помощь. Принципиальная позиция независимых государств в основном определялась в особо чувствительных для безопасности вопросах – этно-конфессиональных и этнополитических конфликтах, развернувшихся на их территориях. Но уже в начале становления СНГ и военнополитического сотрудничества три государства – Молдова, Туркменистан, Украина – в силу своего геополитического положения, собственного позиционирования в новых международных условиях и собственной военно-политической самостоятельности и самодостаточности, стали стремиться к дистанцированию от взаимодействия с Россией.
Постепенно – во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. – происходит
Преобразование ДКБ в Организацию
Выход в 1999 г. из Договора о коллективной безопасности Узбекистана, Азербайджана и Грузии, с одной стороны, положил конец стремлению и попыткам создать жесткую схему коллективной безопасности и обороны, а с другой – выкристаллизовал ядро тесного военнополитического союза с активным участием России. В 2000-е гг. сотрудничество между странами ОДКБ выстраивалось уже не на волне противодействия военным угрозам, а в основном в русле противостояния новым невоенным угрозам безопасности, а именно – угрозе международного терроризма.
Преобразование ДКБ в Организацию и приобретение ею статуса международной региональной организации в соответствии с Главой VIII Устава ООН дало ей возможность сохранить доминирующие позиции на постсоветском пространстве и решать вопросы безопасности в смежных регионах Евразии.
На данный момент, в целом, завершился этап выработки национальных подходов постсоветских стран к военно-политической сфере, которые сложились в систему взглядов и механизмов осуществления. Понятно, что единых подходов к этим вопросам не сложилось, причем даже у участников ОДКБ. Сегодня существует мало объединяющих скреп для складывания единых основ внешнеполитических и военно-политических подходов постсоветских стран. В основном это характерно для области противодействия общим вызовам и угрозам безопасности на постсоветском пространстве, в первую очередь, в зоне ответственности стран ОДКБ.