... > Основы международной безопасности > Особенности формирования архитектуры...

Особенности формирования архитектуры безопасности на постсоветском пространстве, ОДКБ

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

три группы стран отказ Преобразование ДКБ Основным центром
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В ходе становления военно-политического сотрудничества постсоветских стран определились три группы стран, которые в зависимости от сформировавшихся национальных подходов к национальной и коллективной безопасности стремились либо не стремились сотрудничать с Россией. Первая группа стран (Киргизия, Таджикистан, Белоруссия, Армения, Казахстан, Россия) была настроена на военно-стратегическое взаимодействие между собой и с Россией. Вторая группа стран (Украина, Азербайджан, Грузия – до выхода из СНГ, Молдова) изначально не пытались выстраивать подобные связи. Третья группа (Туркменистан, Узбекистан) заняли особое положение. Туркменистан стоял на позициях «вечного нейтралитета», при этом участвуя в институциональных структурах СНГ и одновременно один из немногих признал Талибан в период его первого прихода к власти. А у Узбекистана стала проявляться так называемое «маятниковое» поведение, которое менялось в зависимости от внешних условий, в частности, от усиления террористической угрозы. Поэтому официальный Ташкент дважды выходил из ДКБ в 1999 г., в 2012 г. и единожды в 2004 г. – возвращался.

Первые нормативно-правовые акты в области военно-политического сотрудничества носили несколько размытый и неопределенный характер. Это объяснялось процессами выработки национальных подходов к вопросам безопасности в самих постсоветских странах и определением Россией своей роли в военно-политической сфере на пространстве СНГ. Поэтому на первых порах, до сер. 1990-х гг. страны следовали общим схемам взаимного сотрудничества и опирались на российскую помощь. Принципиальная позиция независимых государств в основном определялась в особо чувствительных для безопасности вопросах – этно-конфессиональных и этнополитических конфликтах, развернувшихся на их территориях. Но уже в начале становления СНГ и военнополитического сотрудничества три государства – Молдова, Туркменистан, Украина – в силу своего геополитического положения, собственного позиционирования в новых международных условиях и собственной военно-политической самостоятельности и самодостаточности, стали стремиться к дистанцированию от взаимодействия с Россией.

Постепенно – во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. – происходит отказ от излишних ненужных схем многостороннего взаимодействия в военной сфере, укрепляется нормативная база военно-политического взаимодействия, сужается круг участников, настроенных на подобные взаимосвязи, в том числе, в области приграничного сотрудничества. Рабочие механизмы Совета министров обороны, Совета командующих пограничными войсками переходят в режим функционирования в неполном формате участников.

Преобразование ДКБ в Организацию

Выход в 1999 г. из Договора о коллективной безопасности Узбекистана, Азербайджана и Грузии, с одной стороны, положил конец стремлению и попыткам создать жесткую схему коллективной безопасности и обороны, а с другой – выкристаллизовал ядро тесного военнополитического союза с активным участием России. В 2000-е гг. сотрудничество между странами ОДКБ выстраивалось уже не на волне противодействия военным угрозам, а в основном в русле противостояния новым невоенным угрозам безопасности, а именно – угрозе международного терроризма.

Преобразование ДКБ в Организацию и приобретение ею статуса международной региональной организации в соответствии с Главой VIII Устава ООН дало ей возможность сохранить доминирующие позиции на постсоветском пространстве и решать вопросы безопасности в смежных регионах Евразии.

На данный момент, в целом, завершился этап выработки национальных подходов постсоветских стран к военно-политической сфере, которые сложились в систему взглядов и механизмов осуществления. Понятно, что единых подходов к этим вопросам не сложилось, причем даже у участников ОДКБ. Сегодня существует мало объединяющих скреп для складывания единых основ внешнеполитических и военно-политических подходов постсоветских стран. В основном это характерно для области противодействия общим вызовам и угрозам безопасности на постсоветском пространстве, в первую очередь, в зоне ответственности стран ОДКБ. Основным центром поддержания стабильности функционирования ОДКБ остается Россия. Понятна ее заинтересованность в сохранении и развитии многосторонних реально действующих механизмов противодействия общим вызовам и угрозам безопасности, как государства, стоявшего у основ их формирования и поддержания. Позиции и роль России во многом определяются контекстом усиливающегося противостояния с коллективным Западом.