Отношения России и НАТО после окончания Холодной войны

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

НАТО Совет Североатлантического А. Козырева российско-натовских визит Б. Н. Ельцина
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Объективная слабость нашей страны и возраставшая зависимость от внешнего мира в течение 1990-х гг. обусловили проведение внешней политики в основном в пассивном ключе. Так, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин прямо заявил, что НАТО – это наши стратегические партнеры. Россия не ставит перед собой задачу присоединиться к НАТО, но готова рассматривать это как долгосрочную цель. Естественно, что речь шла об активном сотрудничестве с государствами – членами Альянса.

Действуя в указанном ключе, Россия вошла в Совет Североатлантического сотрудничества 20 декабря 1991 г. К 1992 г. в ССАС были приняты все новые независимые государства, возникшие на постсоветском пространстве, за исключением Грузии. Показательно, что «ССАС был учрежден с целью преодолеть раскол между Востоком и Западом и укрепить взаимное доверие по окончании холодной войны, сведя вместе союзников по НАТО и страны бывшего Варшавского договора в рамках структуры, предназначенной для диалога и сотрудничества по вопросам безопасности»

Нельзя не признать, что российско-натовский диалог в рамках ССАС способствовал снижению напряженности в отношениях двух сторон, создавал условия для плодотворного сотрудничества. По словам министра иностранных дел А. Козырева:

«ССАС мог бы стать общеевропейской лабораторией миротворчества, большой открытости военной деятельности, конверсии ВПК»

Оказание гуманитарной поддержки России стало первым шагом в этом направлении. В декaбре 1991 г. при НАТО был обрaзован Комитет по гуманитарной помощи, который установил контакты с Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при прaвительстве России. В феврале 1992 г. на проходящей в Вашингтоне конференции по координации гуманитарной помощи республикам СНГ НАТО предложило содействие в таких областях, как организация транспорта, проведение технической экспертизы и обеспечение связи. Первый груз с гуманитарной помощью был доставлен в Россию 10 февраля 1992 г.

Важным событием в развитии российско-натовских отношений явился визит Генерального секретаря НАТО М. Вёрнера в Москву 23 февраля 1992 г. Нa встрече с руководством страны глава Альянса заявил о важной роли демократической России в строительстве нового мирового порядка в Европе. М. Вёрнер и Б. Ельцин обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества.

Поддержка со стороны НАТО получила положительный отклик в Москве. Советник-посланник посольства России в Бельгии М. Тимошкин, возглавлявший группу по связям с НАТО, отметил:

«Впервые в своей истории Североатлантический альянс выполняет по отношению к нам столь необходимую и, надо подчеркнуть, достойную роль». Однако оптимизм российского дипломата не прошел проверку временем, хотя в начале 90-х гг. казалось, что между двумя сторонами установились тесные и взаимовыгодные контакты.

Итогом первых лет взаимоотношений России и НАТО стал визит Б. Н. Ельцина 9 декабря 1993 г. в Брюссель, где состоялась его встреча с М. Вёрнером. Глава Североатлантического альянса отметил плодотворность развития отношений с Россией и подчеркнул важность сотрудничества с ней в будущем.

Таким образом, российская внешняя политика в начале 90-х гг. ХХ в. была направлена на сотрудничество и взаимодействие с Соединенными Штатами Америки как безусловным лидером Запада. Однако ожидания полноправного партнерства не оправдались, и конечным результатом выбранного курса стали серьезные внешнеполитические провалы и просчеты, которые привели к изменению ориентиров во внешней политике. Руководство России, вынужденное просить финансовой помощи у Запада, было готово выслушивать прямые указания, какую проводить внутреннюю и внешнюю политику. В период 90-х гг. были заложены основные проблемы, связанные с отношениями со странами СНГ и Центральной и Восточной Европы, разногласия в урегулировании международных кризисов и конфликтов, противоречия с НАТО в области складывания европейской системы безопасности, в вопросе расширения Альянса.