Отношения России и НАТО после окончания Холодной войны
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Объективная слабость нашей страны и возраставшая зависимость от внешнего мира в течение 1990-х гг. обусловили проведение внешней политики в основном в пассивном ключе. Так, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин прямо заявил, что
Действуя в указанном ключе, Россия вошла в
Нельзя не признать, что российско-натовский диалог в рамках ССАС способствовал снижению напряженности в отношениях двух сторон, создавал условия для плодотворного сотрудничества. По словам министра иностранных дел
«ССАС мог бы стать общеевропейской лабораторией миротворчества, большой открытости военной деятельности, конверсии ВПК»
Оказание гуманитарной поддержки России стало первым шагом в этом направлении. В декaбре 1991 г. при НАТО был обрaзован Комитет по гуманитарной помощи, который установил контакты с Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при прaвительстве России. В феврале 1992 г. на проходящей в Вашингтоне конференции по координации гуманитарной помощи республикам СНГ НАТО предложило содействие в таких областях, как организация транспорта, проведение технической экспертизы и обеспечение связи. Первый груз с гуманитарной помощью был доставлен в Россию 10 февраля 1992 г.
Важным событием в развитии
Поддержка со стороны НАТО получила положительный отклик в Москве. Советник-посланник посольства России в Бельгии М. Тимошкин, возглавлявший группу по связям с НАТО, отметил:
«Впервые в своей истории Североатлантический альянс выполняет по отношению к нам столь необходимую и, надо подчеркнуть, достойную роль». Однако оптимизм российского дипломата не прошел проверку временем, хотя в начале 90-х гг. казалось, что между двумя сторонами установились тесные и взаимовыгодные контакты.
Итогом первых лет взаимоотношений России и НАТО стал
Таким образом, российская внешняя политика в начале 90-х гг. ХХ в. была направлена на сотрудничество и взаимодействие с Соединенными Штатами Америки как безусловным лидером Запада. Однако ожидания полноправного партнерства не оправдались, и конечным результатом выбранного курса стали серьезные внешнеполитические провалы и просчеты, которые привели к изменению ориентиров во внешней политике. Руководство России, вынужденное просить финансовой помощи у Запада, было готово выслушивать прямые указания, какую проводить внутреннюю и внешнюю политику. В период 90-х гг. были заложены основные проблемы, связанные с отношениями со странами СНГ и Центральной и Восточной Европы, разногласия в урегулировании международных кризисов и конфликтов, противоречия с НАТО в области складывания европейской системы безопасности, в вопросе расширения Альянса.