... > Основы международной безопасности > Проблема нераспространения ядерного...

Проблема нераспространения ядерного оружия как фактор современной международной политики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Договор о нераспространении СНВ-1
Проблема КНДР КНДР гонка вооружений
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Проблема нераспространения ядерного оружия начинает свою историю с 1968 г., когда впервые в истории был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который являлся первым шагом на пути ограничения ядерного вооружения. В настоящее время Договор о нераспространении временно легализует ядерное оружие в пяти странах (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), которые получили статус ядерных держав. Остальные участники Договора (всего в нем участвуют 178 стран) добровольно согласились не приобретать ядерное оружие. Для того чтобы убедить страны-участницы в целесообразности отказа от ядерного оружия, ядерные державы взяли на себя следующие обязательства: не прибегать к угрозе применения ядерного оружия против неядерных стран, оказывать содействие неядерным государствам в приобретении и использовании мирных атомных технологий, если они согласны поставить свою деятельность в этой области под международный контроль. И, самое главное, ядерные державы должны были проводить политику, направленную на постепенное сокращение свих ядерных потенциалов вплоть до их полной ликвидации.

Во время окончания холодной войны был подписан договор СНВ-1 в 1991 г. Основным положением Договора СНВ-1 являлось сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и уменьшения количества боезарядов. Работа над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада СССР. Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Договор предусматривал заметное ускорение графика сокращений ядерных вооружений.

Рассмотрев основные моменты в истории ограничении ядерного вооружения, мы можем видеть, что процесс переговоров продолжается. Были сделаны серьезные шаги в пользу ограничения ядерного вооружения, а значит, и повышения мировой безопасности. Нынешняя же ситуация вызывает серьезное беспокойство мирового сообщества.

Иранская ядерная программа

Если говорить об иранской ядерной программе как о факторе, способном нанести непоправимый ущерб режиму нераспространения, то он очень серьезен и создает угрозу стабильности в регионе и в мире. Иран является членом ДНЯО и контролируется МАГАТЭ. Однако «мирная» иранская программа вызывает у мирового сообщества беспокойство. Как выяснилось, Иран ведет работы по созданию полного топливного цикла, т.е. хочет самостоятельно производить топливо для своих атомных станций. Проблема состоит в том, что технология обогащения урана до топливных концентраций совершенно такая же, как для оружейных. Формально Договор о нераспространении не запрещает неядерным станам самим производить топливо для своих АЭС, если это делается под контролем МАГАТЭ. Но пока ни одна ядерная страна в мире не делает этого.

Некоторые страны Ближнего востока понимают, что развитие ядерной программы Ирана к стабильности в регионе не приведет. Об этом свидетельствует заявление Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар и Бахрейн), в котором указывается, что Совет «призывает объявить Ближний восток зоной, свободной от любого вида оружия массового уничтожения», но государства региона обладают правом на получение ядерных технологий для использования в мирных целях. Очевидно, что реальной угрозы со стороны вышеназванных стран на данный момент нет. Но, если Иран получит доступ к ядерным технологиям, то будет нарушен статус-кво в регионе. Следовательно, аравийским странам необходимо пресечь этот процесс либо ускоренными темпами начать самим к нему приобщаться.

Проблема КНДР

В Северо-Восточном регионе особое внимание к себе привлекает Северная Корея. КНДР, которая в 1985 г. подписала Договор о нераспространении, остановила работу имевшегося у нее атомного реактора и согласилась на международные инспекции. Однако в ноябре 2002 г. США обвинили КНДР в нарушении рамочного договора, которое не позволяло нарабатывать оружейный плутоний, и добились прекращения поставок ей 500 тысяч тонн мазута в год. В ответ КНДР «разморозила» реактор. В январе 2003 г. Северная Корея официально объявила о выходе из ДНЯО. А в октябре 2006 г. КНДР произвела подземный взрыв, вызвавший широкий резонанс в мировом сообществе. После этих испытаний серьезно начали задумываться о разработках ядерного оружия и ближайшие соседи КНДР – Южная Корея и Япония, которые не испытывают проблем в плане технологического обеспечения ядерных проектов.

Появление в арсеналах японских вооруженных сил оружия массового поражения неизбежно приведет к серьезному изменению военно-политической обстановки в Восточной Азии. Обострятся и без того натянутые отношения Японии с КНР, Южной Кореей и с другими странами региона, народы которых не забывают преступлений японского милитаризма в годы Второй мировой войны. Нельзя исключать, что в ответ некоторые государства – республика Корея, Тайвань, Индонезия – также могут объявить о своих амбициях в создании ядерных технологий. В результате гонка вооружений может охватить весь Северо-Восточный регион.

Все эти процессы усугубляются собственной политикой ведущих ядерных держав. В военной доктрине России 2000 года указано: «В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом…» США отказались ратифицировать уже подписанный Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Своими действиями ядерные державы однозначно не ослабляют проблему нераспространения ядерного оружия.