Основные направления деятельности Таможенного союза стран Южной Африки в начале XXI в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
На африканском континенте наиболее развитым интеграционным объединением является южноафриканский таможенный союз. ЮАТС считается одним из старейших таможенных союзов в мире — создан в 1910 г.
С установлением независимости четыре африканские страны — ЮАР, Ботсвана, Лесото и Свазиленд подписали в декабре 1969 г. новое соглашение о таможенном союзе; позже, в 1990 г., к нему присоединилась Намибия. Ныне действующий договор о Южноафриканском таможенном союзе был подписан теми же пятью странами в 2002 г.
В ЮАТС вошли африканские страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития (ЮАР является самой крупной и развитой страной континента, Лесото относится к наименее развитым государствам Африки), отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования. В отличие от ЮАР производственная и экспортная база остальных стран Объединения остается узкой: основными экспортными товарами Ботсваны и Намибии являются алмазы и минералы, Лесото – текстиль, Свазиленда — сахар.
Центром притяжения интеграционной группировки выступает ЮАР, на которую ориентирован почти весь торговый поток остальных четырех стран. Взаимная торговля Намибии, Ботсваны, Лесото и Свазиленда развита очень слабо.
ЮАТС имеет особенности, отличающие его от региональных группировок большинства развивающихся стран. Государства Таможенного союза (кроме Ботсваны) входят в Единое валютное пространство (образовано в 1986 г.). В его рамках осуществляется свободное движение капитала, при этом Лесото, Намибия и Свазиленд имеют право доступа на валютный и финансовый рынок ЮАР. Все страны—члены ЮАТС являются также участниками более широкой региональной группировки — Южно-Африканского Сообщества развития (входят еще 9 африканских стран), нацеленной на поэтапное создание зоны свободной торговли.
Действующее с 2004 г. Соглашение о ЮАТС внесло ряд новых моментов в функционирование Союза. Объединение призвано: облегчить трансграничное перемещение товаров между государствами-членами; создать эффективные, прозрачные и демократические институты, которые обеспечат справедливое распределение торговой выгоды; поощрять справедливую конкуренцию на территории таможенного союза; способствовать экономическому развитию, диверсификации, индустриализации и повышению международной конкурентоспособности стран-членов. Важнейшим стало изменение институционального устройства ЮАТС: были созданы первые совместные институты, призванные демократизировать процесс принятия решений и управление Союзом. (По Соглашениям 1910 г. и 1969 г. деятельностью Объединения руководила ЮАР, в том числе устанавливала размер таможенных пошлин и акцизов, осуществляла распределение поступлений в зависимости от доли участников во внешней торговле).
Создан также единый механизм для ведения переговоров с внешними партнерами. В соответствии со ст. 31 Соглашения все торговые переговоры с третьими сторонами должны проводиться от лица ЮАТС как международной организации: ни одна из стран-участниц Объединения не может самостоятельно заключать новые преференциальные торговые соглашения с третьими странами или вносить изменения в уже существующие такие соглашения без согласия других членов.
Основная доля таможенных доходов приходится на ЮАР (46-52% в 2005-2009 гг.), далее следуют Ботсвана (16-19%) Намибия (13-16%) Свазиленд (10-11%) и Лесото (8-9%).