Миротворчество в практике Африканского союза и субрегиональных африканских интеграционных объединений в конце XX – начале XXI вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

урегулирования вооружённых конфликтов миротворческие операции в Дарфуре и Сомали
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На сегодняшний день всё более активно проявляется стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования вооружённых конфликтов. Одной из важнейших задач АС было провозглашено «содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте».

Также при преобразовании ОАЕ в АС был принят ряд принципиально новых пунктов: «право каждого члена организации обращаться к Союзу с просьбой вмешаться в «конфликт для восстановления мира и безопасности», право на интервенцию в государство-член в случае возникновения чрезвычайной ситуации: вооруженного конфликта, геноцида, совершения военных преступлений или преступлений против человечности». Для достижения провозглашённой задачи АС необходимо было создать собственный полноценный механизм предупреждения и разрешения вооружённых конфликтов, постконфликтного восстановления и поддержания устойчивого мира и безопасности на континенте.

Главную роль в этом сыграло формирование в 2002 г. институтов Африканской архитектуры мира и безопасности, развитие которой осуществляется Советом мира и безопасности (СМБ) Африки. В рамках Союза также функционирует совещательный орган, так называемый «Совет мудрецов», и специальный фонд для финансирования миротворческих операций.

Что касается предупреждения конфликтов, то особого внимания заслуживает деятельность СМБ, осуществляемая в случае с неконституционной сменой правительства, связанных с выборами. Против правительств, пришедших к власти незаконным путём, применяются политико-экономические санкции вплоть до приостановки членства государства в Союзе.

Практическим воплощением усилий АС в урегулировании конфликтов на континенте стали организованные под эгидой Союза миротворческих операций. Хотя в большинстве своём они имели краткосрочный характер, позже к ним приходила поддержка со стороны ООН. С 2003 г. АС развернул свои миссии в Бурунди, Дарфуре, Сомали, ЦАР, Коморских островах.

В 2007 году Мохамед Бакар президент острова Анжуан — фактически объявил об отделении острова от Союза, отказался уйти в отставку после проведения законных выборов в июле 2007 года. Сначала АС попытался решить политический кризис путём применения санкций, в последующем в марте 2008 года, АС при поддержке армии разрешили конфликт.

Миротворческая операция АС в Дарфуре началась в 2004 г. Первоначально в провинции был размещен контингент Союза, насчитывавший 7000 человек и включавший военные и полицейские подразделения из различных африканских государств, в основном из Нигерии, Кении и Руанды. Позже силы АС были преобразованы в совместную «гибридную» миссию АС—ООН – ЮНАМИД. И в Сомали также была развёрнута совместная миссия. 

Тем не менее, неспособность собственными силами и средствами провести эффективные миротворческие операции в Дарфуре и Сомали, показали, что АС пока что не готов сыграть главенствующую роль в процессе урегулирования конфликтов. Более или менее успешные операции были проведены сравнительно в маленьких африканских государствах — Бурунди, Коморские острова.

На последнем саммите АС, который периодически проводится в АддисАбебе, участники заявили о намерениях играть центральную роль в решении проблем региональной безопасности. АС также заявил, что «намерен в самое ближайшее время завершить формирование Африканских сил постоянной готовности, с помощью которых организация могла бы реагировать на возникающие конфликты».

Среди региональных организаций можно также выделить ЭКОВАС, которое в последнее время активно принимает участие в миротворческих операциях. Продолжающиеся конфликтные ситуации в Мали, ЦАР, Кот-д’Ивуаре в какой-то степени повышают статус этого сообщества.