Образование и основные направления деятельности Африканского союза в начале XXI в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Африканский союз — международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года.
Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств — членов организации, которое проводится раз в полгода.
Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис—Абебе, столице Эфиопии.
Историческими предшественниками Африканского союза считаются Союз Африканских Государств, конфедерация государств Африки, созданная в 1960—е годы по инициативе президента Ганы Кваме Нкрума, а также Организация африканского единства, основанная 25 мая 1963 года, и Африканское экономическое сообщество, основанное в 1991 году.
Ввиду малой эффективности и жёсткой критики по поводу трансформации Организации африканского единства в «клуб диктаторов» в середине 1990—х годов на африканском континенте вновь возродилась идея о создании Африканского союза. Главным сторонником преобразований выступал ливийский лидер Муаммар Каддафи. 9 сентября 1999 года главы государств и правительств государств—членов Организации африканского единства приняли Сиртскую декларацию, в которой говорилось о намерении создать Африканский союз. В 2000 году, во время саммита в Ломе, был принят Учредительный акт Африканского союза, а в 2001 году, на саммите в Лусаке, — план по реализации проекта новой организации. Тогда же была одобрена масштабная программа стратегии развития Африки — «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД).
Африканский союз начал свою деятельность 9 июля 2002 года, заменив собой Организацию африканского единства.
Согласно Учредительному акту Африканского союза целями организации являются:
укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств—членов;
ускорение политической и социально—экономической интеграции континента;
продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте и т.д.
Согласно Учредительному акту Африканского союза принципами деятельности организации являются:
суверенное равенство и взаимозависимость между государствами-членами Африканского союза;
уважение государственных границ, которые существовали на момент получения государствами независимости;
участие африканских народов в деятельности Африканского союза;
выработка общей оборонной политики для африканского континента;
мирное разрешение конфликтов;
запрет на применение силы и угрозы силой между государствами—членами Союза;
право Союза на вмешательство в дела государства в случае военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности;
право государств—членов обратиться к организации с просьбой о её вмешательстве в дела государства с целью восстановления мира и безопасности;
осуждение и отказ от неконституционной смены правительств и др.
31 июля 2007 года начала деятельность совместная миротворческая операция с ООН в Дарфуре.
6 марта 2015 года Африканский союз одобрил создание региональной группы войск численностью не менее 8 тысяч военнослужащих с целью противодействия исламистам.
17 июля 2016 года на очередном саммите Африканского союза был представлен единый паспорт Африканского союза, который позволит в будущем организовать безвизовый режим между всеми странами—членами Африканского союза.
Но, несмотря на разговоры о «единстве» и «солидарности», в самом Афросоюзе скорее царит тенденция к расколу, чем единению.
Ярким показателем сложной обстановки в Афросоюзе можно назвать ситуацию вокруг возвращения Марокко в состав организации — за внешним желанием сплотиться вместе, внутри появилось еще больше противоречий. Так, южноафриканцы в большинстве своем считают, что принятие в АС Марокко при том, что Рабат так и не отказался от территориальных претензий к частично признанному государству — Сахарской Арабской Демократической Республике (САДР) – что-то невообразимое. Вместе с тем, большинство стран—участниц считают, что Марокко имеет право находиться в Афросоюзе, хотя бы с географической точки зрения.
Также нельзя не отметить отдельные нюансы выборов нового председателя Комиссии Афросоюза. Согласно принятому порядку, на должность выдвигаются пять кандидатов, каждый из которых представляет один из географических регионов континента, что подразумевает определенное равенство. Но в этот раз в результате политической борьбы Центральноафриканский регион выдвинул сразу две кандидатуры – министра иностранных дел Республики Чад Муссы Факи Махамата (он в итоге и занял кресло председателя) и министра иностранных дел Экваториальной Гвинеи Агапито Мба Моки. Подобная борьба показала, что вместо поиска компромисса, лидеры стран-участниц, судя по всему, готовы задействовать все ресурсы для продвижения своих кандидатов вне зависимости от общих принципов и заявлений о «стремлении к единству и взаимной выгоде».
В дополнение к вышеописанному, среди стран АС наблюдаются противоречия по решению о коллективном выходе из состава Международного уголовного суда (МУС). ЮАР активно, всеми силами продвигала эту резолюцию, но Сенегал, Нигерия, Кот-д’Ивуар и Конго выступили против такого решения.
Отсутствие единства в Афросоюзе и раз за разом повторяющиеся случаи конфронтации между его участниками являются следствием нежелания найти компромисс, жестко отстаивая свою позицию, что в итоге приводит к банальному лоббированию отдельными крупными игроками того или иного решения.