Основные направления внешней политики ЮАР в конце XX – начале XXI вв
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
ЮАР является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки), САДК (Сообщество развития Юга Африки), Африканского банка развития.
Внешняя политика современной ЮАР осуществляется на трёх уровнях: региональном, континентальном и глобальном.
На первом из них республика, располагая не только значительным военно—политическим, но и крупнейшим в Африке экономическим потенциалом, может считаться практически безальтернативным претендентом на лидерство. ЮАР является локомотивом САДК и привлекает трудовые ресурсы из всех приграничных стран, не имеющих столь развитой промышленности и не отличающихся столь же высоким по региональным меркам уровнем заработной платы.
Единственным конкурентом ЮАР в регионе может считаться только Ангола. Несмотря на то что экономика этой страны развита в гораздо меньшей степени, чем южноафриканская, Ангола располагает значительными запасами нефти (позволяющими ей конкурировать за влияние и с Нигерией) и хорошо оснащёнными вооружёнными силами, неоднократно успешно проецировавшими её влияние на соседние страны. Как лузофонная страна, Ангола может претендовать на более тесное партнёрство с Бразилией и вместе с ней занять ведущие позиции в экономике Намибии, к которой Бразилия уже начинает проявлять интерес.
Континентальное измерение внешнеполитической стратегии страны связано с намерением распространить влияние, которым ЮАР пользуется на региональном уровне, в масштабах всей Африки. Подобные планы сталкиваются как с сопротивлением других претендентов на такое лидерство, так и с трудностями более объективного свойства, поскольку в настоящее время ресурсов ЮАР недостаточно для проецирования влияния на столь крупный и неоднородный политический массив.
Успехи пока носят локальный или отраслевой характер — к числу таковых, к примеру, можно отнести заметную популярность в африканском идеологическом дискурсе доктрины «Африканского Ренессанса», являющейся интеллектуальным продуктом элит ЮАР.
Важным достижением внешней политики ЮАР, действовавшей совместно с такими странами, как Нигерия, Алжир и Сенегал, стало создание НЕПАД (Новое партнёрство в интересах развития Африки). Особая роль в этом процессе по праву принадлежит созданному в 2003 году по инициативе «восьмёрки» Форуму по партнёрству с Африкой (ФПА). Этот уникальный механизм межрегионального диалога и взаимодействия на деле способствует укреплению принципов широкого многостороннего сотрудничества.
ЮАР имеет значительный опыт (не всегда однозначно позитивный) урегулирования вооружённых конфликтов в Африке (в частности, в Бурунди и Кот д’Ивуаре) и одобряет участие развитых стран в разрешении проблем, если таковое не ставит под сомнение суверенитет соответствующих африканских государств. Так, в случае с Суданом ЮАР призывает к усилению контингента ООН — АС в Дарфуре, а также выступает против привлечения президента страны Омара Башира к уголовной ответственности в Международном суде ООН.
Глобальный уровень внешней политики ЮАР связан с такими сюжетами, как стремление стать представителем Африки в качестве постоянного члена обновлённого варианта СБ ООН (на этом направлении главными конкурентами ЮАР могут считаться Нигерия и Египет), а также всемерной интенсификацией международных связей по линии «Юг — Юг».
Последняя тенденция предполагает, как экономическое, так и политическое сплочение ведущих развивающихся государств (в первую очередь, КНР, Индии, Бразилии, самой ЮАР и некоторых других стран с меньшим потенциалом) с целью более эффективного представительства и защиты интересов третьего мира в мировой политике. Одним из наиболее значимых направлений скоординированной деятельности становится форматирование системы мировой торговли в рамках ВТО и связанных с этим процессом региональных диалогов (ЕС — развивающиеся страны и пр.).
ЮАР и её партнёры (Индия и Бразилия), имеющие крупный и уязвимый аграрный сектор собственной экономики и претендующие на артикуляцию устремлений третьего мира, остро зависящего от режима торговли сельскохозяйственной продукцией, выступают за более справедливые условия таковой.
Укреплению отношений по линии «большого Юга» (с Индией и Бразилией) должно, по замыслу руководства трёх стран, содействовать образование зоны свободной торговли между САКУ, Индией и МЕРКОСУР.
Связи ЮАР и Индии имеют и дополнительное стратегическое измерение, поскольку ЮАР представляет собой потенциально важный компонент концепции безопасности в зоне Индийского океана, постепенно набирающей влияние во внешней политике Индии. В соответствии с ней вокруг Индии будет постепенно создаваться своеобразный периметр стабильности, главные задачи которого на данный момент видятся в обеспечении беспрепятственного движения морского транспорта, доставляющего в Индию грузы стратегического значения (в первую очередь, нефть из стран Персидского залива, а также Судана и Египта), и контроле за региональной активностью КНР, также интенсивно развивающей разносторонние (в том числе военные) отношения со странами бассейна Индийского океана.