Основные векторы внешней политики Аргентины в начале XXI в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В конце XX — начале XXI в. в Аргентине произошли глубокие экономические и социально-политические изменения. В 1990—е гг. при президенте К. Менеме были проведены неолиберальные экономические реформы, с одной стороны способствовавшие развитию крупного частного предпринимательства, с другой — обострившие различные социальные проблемы. В течение какого-то времени неолиберальная модель работала, и Аргентина процветала, но затем именно эта модель привела страну к глубочайшему кризису.
К началу 2002 г. в стране сложилась очень тяжелая ситуация — экономическая рецессия переросла в кризис. После кризиса 2001–2002 гг. крайне обострилась проблема политического лидерства, среди населения страны преобладало глубокое недовольство действиями политиков. В этих драматических обстоятельствах президентом становится Нестор Киршнер, политик левоцентристского толка и активный сторонник государственного вмешательства государства в экономическую и социальную сферы.
Киршнер принял управление над бедной, находившейся в экономическом и политическом кризисе страной. Одним из пунктов предвыборной программы Нестора Киршнера на президентских выборах 2003 г. было: «восстановить значимость Аргентины в мировом сообществе» и «вернуть Аргентине контроль над собственным суверенитетом». Таким образом, если отталкиваться от сложившихся внутренних предпосылок, Киршнер не только приступил к осуществлению масштабных комплексных преобразований в экономике, политическом устройстве страны, но и сделал акцент на активизацию и развитие внешней политики Аргентины.
Следуя своим предвыборным обещаниям, президент выделил пять направлений для осуществления деятельности МИДа Аргентины:
политика международной безопасности;
региональная политика и МЕРКОСУР;
стратегия диверсификации торгово-экономических рынков;
переговоры по выходу из дефолта (долговые обязательства Аргентины);
решение вопроса по суверенитету над Мальвинскими Островами.
Аргентина продолжила курс на дальнейшее сближение со странами Латинской Америки. Эта задача реализовывалась как на двухстороннем уровне, так и на многосторонних площадках (МЕРКОСУР и УНАСУР).
В течение последних двух лет Кристина Киршнер подписала с Китаем 43 соглашения. Из них опубликованы только 23, остальные держатся в строгом секрете от общественности страны. С Россией подписаны 17 соглашений, детали которых также держатся в секрете.
Маурисио Макри, победивший на прошедших в ноябре 2015 года президентских выборах в Аргентине, на всех парах спешит изменить страну.
Еще в ходе предвыборной кампании М.Макри достаточно четко обозначил внешнеполитические ориентиры своего будущего кабинета. В частности, на первый план выносятся вопросы углубления кооперации в рамках Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).
Ориентация на МЕРКОСУР обусловлена и планами Макри по развитию и углублению политических и экономических отношений со странами ЕС, конечным результатом чего должно стать подписание соглашения о свободной торговле между МЕРКОСУР и Евросоюзом, открывая тем самым широкие экспортные возможности для Аргентины. Другим важным аспектом политики Макри на европейском направлении являются отношения с Великобританией, находящиеся сегодня в фактически замороженном состоянии и нуждающиеся, по мнению нового лидера Аргентины, в реанимации. В этом плане нынешнее аргентинское руководство вполне обоснованно рассчитывает на поддержку Евросоюза.
Одновременно в предвыборной риторике Макри акцент делался на улучшение отношений с США, осложнившиеся в период президентства Киршнер. Особенно отчетливо это проявилось в связи с обострением долговых обязательств Аргентины.
Аргентинские эксперты подчеркивают, что своеобразной платой за сближение их страны с ЕС и США станет изменение риторики в отношении Венесуэлы и отдельных государств Андского сообщества (Эквадор и Боливия). Уже в своих первых заявлениях Макри указал на намерение продвигать так называемую «демократическую» поправку в документы МЕРКОСУР, касающуюся преследования Каракасом политических оппонентов. Кроме того, новый президент Аргентины намерен пересмотреть подписанный правительством Киршнер меморандум о сотрудничестве с Ираном, что, вероятнее всего, означает переориентацию отношений Буэнос-Айреса с Тегераном на американский внешнеполитический фарватер.
По словам Макри, ревизии также должны подвергнуться крупные экономические сделки, заключенные при прежнем руководстве страны. В первую очередь это касается транспортной, энергетической (включая атомную) и военной отраслей. Не исключено, что подобная ревизия может коснуться непосредственно российских экономических и политических интересов и потребовать пересмотра ряда условий сделок на совместной основе. В равной мере это затронет интересы Китая, который активно инвестировал в последнее время в экономику Аргентины.