Особенности внешней̆ политики Венесуэлы в начале XXI в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
До прихода к власти Уго Чавеса в 1998 г. внешняя политика Венесуэлы в 20 в. была ориентирована преимущественно на США. Благодаря У. Чавесу Венесуэла отошла от традиционно прозападного курса и начала диверсифицировать свои международные связи. Венесуэла обрела беспрецедентный уровень независимости к середине 2008 г.
Сегодня внешняя политика Венесуэлы реализуется Правительством Н. Мадуро. Исполнительная власть проводит сбалансированную активную многовекторную дружественную внешнюю политику как на двустороннем уровне, так и на уровне многосторонних международных площадок. Венесуэла выступает за усиление интеграционных процессов среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна (АЛБА, СЕЛАК, УНАСУР и др.), за ядерное разоружение, сохранение экологического равновесия.
На формирование внешней политики оказывают влияние объективно складывающиеся сложности в экономике и внешней торговле Венесуэлы. Они предопределили смещение внешнеполитических акцентов. Ранее, при У. Чавесе, политические договоренности служили основной для начала торгово-экономического сотрудничества. Сегодня Правительство Венесуэлы вынуждено проводить более прагматичную внешнюю политику и сближаться с теми иностранными государствами, которые способны инвестировать финансовые ресурсы, технологии, оборудование, привносить извне потенциал для роста и развития венесуэльского производства.
На процесс формирования внешней политики также существенное влияние оказывает наличие идеологических противоречий и противостояния между социалистическим революционным Правительством Н. Мадуро и правой оппозицией, в руках которой находится большинство депутатских мандатов в Национальной Ассамблее Венесуэлы.
В частности, законодательная ветвь власти проводит линию на укрепление внешней коалиции против Правительства Н. Мадуро, в первую очередь, по линии стран Латиноамериканского региона и западных государств (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Перу, США, страны Европы), а также на оказание с ее стороны максимального внешнеполитического давления.
Двусторонние отношения
В настоящее время активную международную поддержку Венесуэле высказывают Боливия, Куба, Никарагуа и Эквадор.
В связи с правым разворотом некоторых стран Латиноамериканского региона, коалиция, поддерживающая Каракас, значительно ослабла. Антивенесуэльская группа включила в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Перу, т.е., по сути, большую часть Южной Америки. Со стороны данных стран регулярно совершаются попытки оказания давления на руководство Венесуэлы.
Ухудшение отношений Венесуэлы со своим основным торговым партнером США наметилось с приходом к власти У. Чавеса. Отношения продолжили ухудшаться при Администрации Б. Обамы. 9 марта 2015 г. Венесуэла была объявлена США «чрезвычайной и необычной угрозой национальной безопасности». В связи с введенными со стороны США санкциями Президентом Венесуэлы Н. Мадуро принято решение о сокращении штата сотрудников Посольства США в Каракасе. Новый виток противостояния между двумя странами связан с избранием в 2017 г. Д. Трампа на пост Президента США. С августа по ноябрь в отношении Венесуэлы и высшего руководства страны был введен ряд односторонних санкций. ЕС в ноябре 2017 г. также ввел санкции против Венесуэлы, в том числе эмбарго на поставки Венесуэле оружия.
Венесуэла проводит курс на тесное финансовое, торгово-экономическое сотрудничество и промышленную кооперацию с Китаем. В отсутствии поддержки международных финансовых организаций Китай стал одним из основных кредиторов Венесуэлы. Создана и ведет свою работу Двусторонняя смешанная Венесуэльско-Китайская комиссия высокого уровня, а также многочисленные совместные двусторонние рабочие группы (например, по финансам, промышленности, политике, технологиям и др.).
Стратегическим партнером Венесуэлы также является Российская Федерация. Налаживая сотрудничество с Россией, Венесуэла ожидает получить финансовые и технологические инвестиции в нефтедобывающую и машиностроительную отрасли. Кроме того, Венесуэла проводит политику углубления сотрудничества с Россией в сфере ВПК. Получаемые российские кредиты используются Венесуэлой главным образом для закупки российских вооружений.
Венесуэлой активно поддерживаются контакты с Вьетнамом. Эта азиатская страна интересна Венесуэле прежде всего тем, что в настоящее время со своей открытой экономикой она является участником многочисленных соглашений о зонах свободной торговли.
Значимым направлением во внешней политике Венесуэлы остается решение пограничного спора с Гайаной по поводу Эссекибо.
Внешнеполитическое руководство Венесуэлы говорит о проводимой против него информационной войне с участием руководства Гайаны, США и транснациональных корпораций, таких как Эксон—Мобил.
Несмотря на диаметральную противоположность позиций, и Венесуэла, и Гайана понимают важность мирного и добрососедского разрешения сложной пограничной ситуации. В ходе переговоров президентов Н. Мадуро и Д. Гранджера с участием генерального секретаря ООН Бан Ки-Муна 28.09.2015 в Нью-Йорке согласованы основные подходы к ее разрешению. Кроме того, принято решение о взаимном возобновлении работы дипломатических миссий.
Международные организации
Одним из приоритетов Венесуэлы является укрепление Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА) с целью формирования в регионе новой модели интеграции. В рамках блока создан Постоянный комитет суверенитета и обороны для координации политики в военной области. Сформированы общая экономическая зона и совместный банк развития.
Большое значение придается развитию Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). Объединение в Западном полушарии без участия США и Канады, по планам Каракаса, в перспективе должно заменить Организацию американских государств (ОАГ).
Повышенное внимание Венесуэлой уделяется институционализации Союза южноамериканских государств (УНАСУР), деятельности при нем Южноамериканского совета обороны, а также учрежденного по инициативе Венесуэлы Банка Юга.
В рамках АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК Венесуэла намерена создать альтернативные Западу институты по правам человека. Каракас денонсировал Американскую конвенцию по правам человека и вышел из-под юрисдикции Межамериканского суда по правам человека.
С апреля 2017 г. по политическим мотивам членство Венесуэлы в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР) было приостановлено. Кроме того, в 2017 г. Венесуэла также по политическим мотивам заявила своем выходе из ОАГ.
Венесуэла с ноября 1945 г. является членом ООН. Страна активно участвует в работе этой международной организации. Вместе с тем, Каракас выступает за реорганизацию ООН и расширение полномочий Генеральной Ассамблеи. По мнению венесуэльских властей, ООН должна принять на себя ответственность за происходящие сегодня войны и неспособность Совета Безопасности действовать и решить породившие их проблемы.