Проблемы региональной безопасности в Латинской Америке в конце XX – начале XXI вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Под региональной безопасностью диспуты по территориальным вопросам Борьба за природные ресурсы в регионе общей латиноамериканской политики безопасности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под региональной безопасностью принято понимать комплекс согласованных мер по обеспечению суверенитета и независимости государств, расположенных в границах определенного региона. 

Отличительной особенностью политической обстановки, в ходе которой складывается новая парадигма безопасности в Латинской Америке, является наличие как новых, так и старых, классических, угроз, появившихся до окончания Холодной войны, относящихся к вопросам суверенитета над национальной территорией.

В существующие диспуты по территориальным вопросам вовлечены:

  • Мексика и Гватемала (штат Чьяпас);

  • Гватемала и Белиз (проблемы по разграничению границы, территориальные притязания);

  • Гватемала и Гондурас (проблемы по разграничению морской границы, территориальные притязания);

  • Гондурас и Белиз (территориальные притязания);

  • Коста-Рика и Никарагуа (нарушение суверенных прав);

  • Никарагуа и Колумбия (территориальные притязания);

  • Колумбия и Эквадор (использование при территориальной области со стороны незаконных формирований и борьба с ними);

  • Колумбия и Венесуэла (проблемы по разграничению морской границы, присутствие колумбийской герильи в приграничных областях);

  • Венесуэла и Доминика (территориальные притязания: остров Авес);

  • Венесуэла и Гайана (провинция Эсекибо);

  • Боливия и Чили (выход к Тихому океану);

  • Чили и Перу (разграничение морской границы);

  • Аргентина и Уругвай (использование природных ресурсов на реке Уругвай);

  • Аргентина и Великобритания (Мальвинские острова);

  • США и Куба (ситуация вокруг Гуантанамо).

К нетрадиционным вызовам безопасности страны Латинской Америки относят экономические, социальные и институциональные проблемы. Они выражаются в нелегальной миграции, увеличении уровня преступности и насилия (что тесно связано с наркотрафиком), а также в проблеме вооруженных агентов, находящихся вне закона, и организованной преступности. Другими словами, главным приоритетом для стран этого региона является борьба за демократическую стабильность и безопасность граждан. Отсюда следует, что страны Латинской Америки, в большинстве своем, не проводят грань между внутренней безопасностью и защитой от внешних угроз в классическом понимании этих явлений.

Кроме того, в последнее время для латиноамериканского региона стало характерно возрастание двусторонней конфликтности, сопряженной с политическими и экономическими вопросами (что в прошлом играло намного меньшее значение). Модернизация военного арсенала Чили создало напряжение с Перу. Венесуэльская концепция ассиметричной войны (нападение на страну со стороны США) и усердие правительства дать ей как можно больше огласки, также привели к процессу перевооружения. Как следствие, правительство экс—президента Лулы в Бразилии объявило о решении увеличить военные расходы и начать строительство подлодки с ядерным реактором.

Борьба за природные ресурсы в регионе — еще одна причина возрастающей нестабильности. Аргентина в своем Плане для вооруженных сил на 2025 г. включила проблему занятия неиспользуемых пространств. Бразилия развила программу по защите и наблюдению за лесами Амазонки (против нелегальной добычи природных ресурсов), которая включает возможную агрессию со стороны иностранного государства. А заявление Великобритании о своих притязаниях в Антарктике спровоцировало территориальные устремления Аргентины, Чили и других стран. 

Несмотря на то, что регион считается зоной мира и находится в относительной географической изоляции, на континенте присутствуют такие международные угрозы, как исламский терроризм и торговля наркотиками.

Существующая обстановка, скорее, характеризуется отсутствием общей политики безопасности в полушарии и разрозненными инициативами, озвучивающийся на межправительственных встречах. Более того, латиноамериканским государствам сложно договориться о выработке конкретного общего плана действий ввиду отсутствия консенсуса в понимании, что же есть безопасность и какие угрозы являются первоочередными. Другими словами, страны Латинской Америки и Карибского бассейна стремятся акцентировать внимание на острые проблемы, характерные для своих внутренних границ. Например, Мексика обращает внимание на борьбу с бедностью, страны Карибского бассейна на природные бедствия, а Колумбия, Сальвадор, Гватемала и Гондурас — на наркотрафик и организованную преступность.

Среди причин, которые затрудняют выработку общего плана по вопросам международной безопасности и его внедрение на практике, также находятся:

  1. Различный уровень экономического и военного развития.

  2. Природа взаимодействия с внешними акторами (континентальными и экстраконтинентальными).

  3. Роль, отводимая вооруженным силам в политических системах.

И, в последнюю очередь, негативно сказывается на развитии общей латиноамериканской политики безопасности отсутствие Венесуэлы и Мексики в международных миссиях по поддержанию мира. Первая решила не участвовать в них, посчитав их игрушкой в руках великих держав с целью навязать политику, угодную им, более маленьким и слабым государствам. А участие второй страны невозможно ввиду узкого толкования Конституции, запрещающей участие мексиканских вооруженных сил в подобных миссиях.

Яндекс Практикум

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748