Проблемы региональной безопасности в Латинской Америке в конце XX – начале XXI вв
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Под региональной безопасностью принято понимать комплекс согласованных мер по обеспечению суверенитета и независимости государств, расположенных в границах определенного региона.
Отличительной особенностью политической обстановки, в ходе которой складывается новая парадигма безопасности в Латинской Америке, является наличие как новых, так и старых, классических, угроз, появившихся до окончания Холодной войны, относящихся к вопросам суверенитета над национальной территорией.
В существующие диспуты по территориальным вопросам вовлечены:
Мексика и Гватемала (штат Чьяпас);
Гватемала и Белиз (проблемы по разграничению границы, территориальные притязания);
Гватемала и Гондурас (проблемы по разграничению морской границы, территориальные притязания);
Гондурас и Белиз (территориальные притязания);
Коста-Рика и Никарагуа (нарушение суверенных прав);
Никарагуа и Колумбия (территориальные притязания);
Колумбия и Эквадор (использование при территориальной области со стороны незаконных формирований и борьба с ними);
Колумбия и Венесуэла (проблемы по разграничению морской границы, присутствие колумбийской герильи в приграничных областях);
Венесуэла и Доминика (территориальные притязания: остров Авес);
Венесуэла и Гайана (провинция Эсекибо);
Боливия и Чили (выход к Тихому океану);
Чили и Перу (разграничение морской границы);
Аргентина и Уругвай (использование природных ресурсов на реке Уругвай);
Аргентина и Великобритания (Мальвинские острова);
США и Куба (ситуация вокруг Гуантанамо).
К нетрадиционным вызовам безопасности страны Латинской Америки относят экономические, социальные и институциональные проблемы. Они выражаются в нелегальной миграции, увеличении уровня преступности и насилия (что тесно связано с наркотрафиком), а также в проблеме вооруженных агентов, находящихся вне закона, и организованной преступности. Другими словами, главным приоритетом для стран этого региона является борьба за демократическую стабильность и безопасность граждан. Отсюда следует, что страны Латинской Америки, в большинстве своем, не проводят грань между внутренней безопасностью и защитой от внешних угроз в классическом понимании этих явлений.
Кроме того, в последнее время для латиноамериканского региона стало характерно возрастание двусторонней конфликтности, сопряженной с политическими и экономическими вопросами (что в прошлом играло намного меньшее значение). Модернизация военного арсенала Чили создало напряжение с Перу. Венесуэльская концепция ассиметричной войны (нападение на страну со стороны США) и усердие правительства дать ей как можно больше огласки, также привели к процессу перевооружения. Как следствие, правительство экс—президента Лулы в Бразилии объявило о решении увеличить военные расходы и начать строительство подлодки с ядерным реактором.
Борьба за природные ресурсы в регионе — еще одна причина возрастающей нестабильности. Аргентина в своем Плане для вооруженных сил на 2025 г. включила проблему занятия неиспользуемых пространств. Бразилия развила программу по защите и наблюдению за лесами Амазонки (против нелегальной добычи природных ресурсов), которая включает возможную агрессию со стороны иностранного государства. А заявление Великобритании о своих притязаниях в Антарктике спровоцировало территориальные устремления Аргентины, Чили и других стран.
Несмотря на то, что регион считается зоной мира и находится в относительной географической изоляции, на континенте присутствуют такие международные угрозы, как исламский терроризм и торговля наркотиками.
Существующая обстановка, скорее, характеризуется отсутствием общей политики безопасности в полушарии и разрозненными инициативами, озвучивающийся на межправительственных встречах. Более того, латиноамериканским государствам сложно договориться о выработке конкретного общего плана действий ввиду отсутствия консенсуса в понимании, что же есть безопасность и какие угрозы являются первоочередными. Другими словами, страны Латинской Америки и Карибского бассейна стремятся акцентировать внимание на острые проблемы, характерные для своих внутренних границ. Например, Мексика обращает внимание на борьбу с бедностью, страны Карибского бассейна на природные бедствия, а Колумбия, Сальвадор, Гватемала и Гондурас — на наркотрафик и организованную преступность.
Среди причин, которые затрудняют выработку общего плана по вопросам международной безопасности и его внедрение на практике, также находятся:
Различный уровень экономического и военного развития.
Природа взаимодействия с внешними акторами (континентальными и экстраконтинентальными).
Роль, отводимая вооруженным силам в политических системах.
И, в последнюю очередь, негативно сказывается на развитии общей латиноамериканской политики безопасности отсутствие Венесуэлы и Мексики в международных миссиях по поддержанию мира. Первая решила не участвовать в них, посчитав их игрушкой в руках великих держав с целью навязать политику, угодную им, более маленьким и слабым государствам. А участие второй страны невозможно ввиду узкого толкования Конституции, запрещающей участие мексиканских вооруженных сил в подобных миссиях.