Региональная и глобальная политика Бразилии на современном этапе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Бразилия — самое крупное государство Южной Америки, расположено в ее центральной и восточной частях.
Характеризуемая большим и хорошо развитым сельским хозяйством, горной промышленностью, производством и сектором услуг, экономика Бразилии превосходит экономики всех других южноамериканских стран, и расширяет свое присутствие на мировых рынках. Бразилия была одной из первых среди развивающих стран, начавших восстановление после мирового кризиса 2008 г.
Бразилия — одна из ключевых стран развивающегося мира. По объему ВВП она занимает первое место в Латинской Америке, а по объему промышленного производства входит в десятку крупнейших стран мира.
В межрегиональном сотрудничестве Бразилии выделяются следующие приоритетные направления: отношения с Содружеством португалоязычных стран, отношения с партнерами по БРИКС, отношения с США и отношения с Европейским союзом. Из них сейчас наиболее быстро развиваются отношения в рамках БРИКС и бразильско-американские отношения. Сотрудничество с Содружеством португалоязычных стран сейчас проходит в основном в сфере культуры, однако в ближайшей перспективе страны-участницы планируют развитие экономических связей. Что же касается сотрудничества Бразилии и ЕС, то обе стороны видят в нем безусловную выгоду, поэтому в скором времени стоит ожидать укрепления двусторонних отношений и развития тесного сотрудничества, прежде всего в экономической сфере.
Особенность Бразилии заключается в отсутствии у нее четко разработанной Концепции внешней политики, активном использовании вместо этого инструментов «мягкой силы» и экономического давления в отношении своих соседей. В период президентства Лулы да Силва (2003-2011) во внешней политике Бразилии стала приоритетной цель объединения латиноамериканских стран на основе их «регионального национализма», что пытались осуществить и первые бразильские президенты: Ф. Мелу (1990-1992), по инициативе которого в 1991 г. юридически оформился интеграционный блок МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай); И. Франку (1992-1995), предложивший в 1993 г. проект объединения МЕРКОСУР, Андского сообщества наций (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и Чили, бывшей участницы АСН, в зону свободной торговли. Последовательно проводя в жизнь идею о латиноамериканском единстве путем экономической интеграции, Бразилия выходит к более тонким аспектам регионального сотрудничества — политическому и культурному диалогу. В декабре 2004 г. был совершен интеграционный прорыв: создан Союз южноамериканских наций — УНАСУР, ставший площадкой для политической, социально-экономической, инфраструктурной интеграции 12 государств Латинской Америки. При этом в создании всех этих интеграционных объединений можно проследить «эгоцентричные устремления» Бразилии и её стремление занять место регионального лидера.
Препятствием в признании за Бразилией статуса лидера на континенте являются также и внерегиональные «игроки»: в первую очередь, это США, в чью ближайшую сферу влияния входит весь Южноамериканский регион, Западная Европа, а также все глубже проникающий на континент Китай.
Бразилия в качестве основной силы, сопротивляющейся влиянию своего североамериканского соседа, успешно развивает контакты с другими странами по всем направлениям. Однако США, ослабив свои позиции в Латинской Америке, вследствие активного вовлечения в международные процессы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, приобрели в качестве соперника такую сильную державу, как КНР, а, следовательно, Китай и для Бразилии может в скором будущем превратиться из партнера в одного из конкурентов. Эти процессы укрепления связей региона с экономически мощной КНР, выстраиваемые на ассиметричной внешней торговле, рискуют помешать Бразилии закрепить свое лидерство.
Таким образом, на современном этапе внешняя политика Бразилии является многовекторной и имеет значительные перспективы развития. Сейчас внешнеполитический курс этого государства направлен на укрепление позиций в качестве регионального лидера и возможные претензии на мировое лидерство в будущем.