Участие мирового сообщества в решении глобальных проблем на Африканском континенте на современном этапе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Африканский континент в новый век вошел с отсталой экономикой и остался регионом постоянной политической нестабильности. На его территории до сих происходит эскалация вооруженных конфликтов, что сильно мешает движению африканских государств в сторону не только стабильного развития в экономике, но и в политике. Глобальными вызовами существованию многих африканских государств являются такие проблемы как крайняя нищета и голод, всеобщее образование, борьба с ВИЧ/СПИДом и т. д.
Так как большинство проблем Африки являются глобальными вопросами, то встает вопрос о роли мирового сообщества в этих процессах. На сегодняшний день такие глобальные организации как Организация Объединенных Наций, «Большая семёрка» и Европейский Союз поставили перед собой цель помощи африканскому региону, что выражается в постоянных взаимодействиях и попытках поиска адекватных решений стоящим вызовам.
ООН осуществляет широкомасштабную деятельность по развитию африканского региона. Среди главных ее приоритетов выделяются — поддержка услуг здравоохранения, борьба с инфекционными заболеваниями, поставка основных медикаментов, повышение уровня образования, проведение миротворческих операций в период военных конфликтов, осуществление правосудия, оздоровление городов.
«Большая семёрка» как еще одна международная организация, занимающаяся решением глобальных вызовов, является неофициальным форумом лидеров ведущих развитых стран. Проблемы Африки уже много лет являются традиционной темой ее обсуждения. Не остается в стороне и Евросоюз, который развивает специальные программы помощи и поддержки.
Саммиты «Большой восьмерки/семёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония, Россия (исключена в 2014 году)).
В 2001 году на саммит «Большой восьмерки» впервые были приглашены африканские лидеры, на котором они представили программу НЕПАД, однако только в рамочном виде. По итогам данной встречи был принят «Генуэзский план для Африки», оказавшийся на тот момент тоже только рамочным документом. Конкретным содержанием он стал наполняться только в 2002 году.
На этом же саммите было принято решение, что президент каждой страны «Большой восьмерки» назначит высокопоставленного личного представителя по связям с лидерами африканских стран.
В период до организации следующего саммита, представитель США — министр финансов Пол О’Нил совершил ознакомительную поездку по странам Африки, что в итоге привело к выделению из американского бюджета 500 тыс. долларов США на борьбу со СПИДом в двенадцати государствах Африки и Карибского бассейна.
Саммит 2002 года прошел в Канаде под городом Калгари. Канадский президент Жан Кретьен, уделяющий много внимания НЕПАД, обозначил главной темой этой встречи — помощь Африке. Так, по итогам саммита НЕПАД был признана основополагающим документом, через который будет осуществляться координация связей с «Большой восьмеркой». В этой встрече принимали участие президенты ЮАР, Сенегала, Нигерии и Алжира.
Также был принят «План действий по Африке», в котором была выражена готовность развитых стран осуществлять активное инвестирование в африканские страны при условии начала в этих государствах реформ в различных сферах.
В 2004 году на саммит «Большой восьмерки» в США в Си-Айленде были приглашены президенты Египта, Алжира, Нигерии, Сенегала, ЮАР, Уганды и Ганы. «Группа восьми» подтвердила свои традиционные обязательства по активизации борьбы со СПИДом (в том числе шла речь о создании всемирного консорциума по разработке вакцины от ВИЧ/СПИД).
Великобритания выступила с инициативой о списании всех долгов с беднейших стран Африки, но остальные члены «Большой восьмерки» ее не поддержали. Но на следующем саммите, который прошел в 2005 году в Великобритании в Гленинглсе, премьер—министр Тони Блэр поставил вопрос развития Африки в повестке дня на первое место (это даже получило название «План Маршалла для Африки»).
В 2006 году саммит «Большой восьмерки» прошел в России в Санкт-Петербурге. На нем был принят документ «О работе с Африкой».
В 2007 году главными задачами были: борьба с инфекционными заболеваниями; укрепление образования; обеспечение энергетической безопасности в Африке; продолжение совместно с Евросоюзом, ООН и другими партнерами оказания помощи развитию Африканского Союза, а также остальным африканским субрегиональным организациям в формировании Африканских сил постоянной готовности, включая транспортное и материально-техническое обеспечение; борьба с нежелательным незаконным распространением обычных вооружений; меры по скорейшей ратификации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией; поддержка развития сельского хозяйства; оказание «помощи для торговли» с тем, чтобы африканские страны могли более эффективно участвовать в системе международной торговли. Все эти моменты уже стали традиционными в сотрудничестве по африканскому направлению.
В рамках участия в программе «Африканская мирная инициатива» ЕС действует на постоянной основе в следующих проектах: Миссия Африканского Союза в Сомали — на эти цели ЕС выделил к 2014 г. свыше 440 млн евро, главным образом, на текущие расходы, а также на транспорт, закупку медицинского оборудования и военного снаряжения. Руководимая Афросоюзом международная миссия в Мали — это совместная миссия ЕС и ЭКОВАС. Выделенные ей в 2013 г. 50 млн евро пошли, главным образом, на поддержку вооруженных сил ЭКОВАС, существующих уже более 15 лет. Миссия по консолидации мира в Центральноафриканской Республике. Она организована также региональной организацией – Экономическим сообществом стран Центральной Африки — ЭККАС. Но главным спонсором и здесь остается Европейский Союз.
ЕС оказывает содействие в совершенствовании африканской архитектуры в области поддержания мира и безопасности. В 2004 г. при Еврокомиссии был создан Фонд мира для Африки; ЕС также поддерживает Африканские силы постоянной готовности.
Таковы основные направления развития и поддержки африканского континента со стороны мирового сообщества. Несомненно, их участие в решении проблем этого трудного отсталого региона является очень важным, так как работа стран Африки только на региональном уровне не поможет разрешить все вопросы.