Роль национальных армий Африканского континента в процессе принятия внешнеполитических решений
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Политическая роль армии в африканском обществе менялась на разных этапах национально—освободительной борьбы. На первом этапе шел процесс консолидации различных этнических групп для решения общенациональной задачи — ликвидации колониальной системы и достижения политической независимости. В центре этого процесса находилась армия, которая не только сближала все народности и племена вокруг общей цели, но и явилась важным средством в борьбе против трайбализма и национальной вражды.
На современном этапе борьбы африканских народов против авторитарных военных и однопартийных режимов роль армии в политической жизни страны не только не снижается, а еще более возрастает. Военное руководство и ВС в целом благодаря своей организованности, дисциплинированности и сплоченности, остаются активной политической силой, играющей решающую роль в ликвидации межэтнических противоречий и столкновений. Как в прошлом, так и сегодня армия оказывает большое воздействие на ход политических процессов, перестройку социальных структур, выработку основных направлений внутренней и внешней политики африканских государств.
По данным зарубежных источников, численность вооруженных сил стран Африки составляет более 2 млн человек. Наиболее крупными являются ВС Алжира, Анголы, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Судана, Эфиопии и ЮАР.
После получения независимости в большинстве африканских стран возникали новые политические структуры, где роль армии была далеко не однозначна. В одних странах она поддерживала шаги на демократизацию общества, в других — оказывала сопротивление, стремясь сохранить свою политическую власть, в третьих — занимала нейтральные позиции, ожидая результатов борьбы политических сил и реакцию на них со стороны народных масс, этнических групп и т.д.
Прогрессивную роль армии можно проследить в Бенине, Мадагаскаре, Гане, Гвинее и Мали. Здесь трансформации военных режимов в гражданские прошли при непосредственном участии руководящих армейских кругов. В Бенине, например, армия все время находилась на переднем плане общественно-политической жизни. В условиях перехода от военного режима к гражданскому обществу и формирования правового государства военное командование стремится к установлению «политического нейтралитета» в вооруженных силах, возвращению военных в казармы, проведению реформ и сокращению армии.
Военные режимы Эфиопии, ЦАР, Заира, Нигерии, Кот-д’Ивуара, Чада, Либерии, Сомали, Руанды, Бурунди оказали активное сопротивление при их свержении, в результате чего эти страны фактически оказались в условиях гражданской войны. Так, в Чаде генерал Х. Хабре, придя к власти после военного переворота, обещал своему народу обеспечить в стране демократическое правление. Однако с каждым годом утверждал собственную монополию на власть, став со временем обыкновенным диктатором, опирающимся на военную силу. Бывший президент Чада не брезговал ни иностранной помощью, ни контрабандой наркотиков, ни изготовлением фальшивых денег.
Сложным и противоречивым путем шла эволюция военного режима в гражданский в наиболее крупной стране тропической Африки — Нигерии. В конце 1993 года президент Нигерии генерал Ибрагим Бабангида официально объявил о сложении с себя полномочий главы государства и верховного главнокомандующего вооруженными силами республики и назначении новых президентских выборов в феврале 1994 года. Однако в ноябре 1993 года власть в Нигерии вновь вернулась к военным. Это произошло после того как глава Временного правительства Э. Шонекан официально объявил о своей отставке. К власти пришел генерал Сани Абача, который распустил все существовавшие ранее институты власти.
В мае 1999 года после 15—летней военной диктатуры к власти в Нигерии пришел демократически избранный гражданский президент О. Обасанжо, который провозгласил демократический путь развития страны.
Ряд африканских политических лидеров, в том числе и представители военной элиты, в последнее время опасаются возможности прихода к власти военных. Решение оказалось простым. Так как реальной угрозы внешней агрессии для большинства африканских стран не существовало, и армия применялась в основном для подавления беспорядков и мятежей различного характера, основное число частей и соединений умышленно делались небоеспособными.
Таким образом, в результате борьбы африканских народов за демократические преобразования одновременно начали возникать новые политические структуры с учетом тех исторических демократических традиций и культуры, общественных институтов, которые при авторитарных режимах были либо извращены, либо забыты.