Роль США во внешней политике стран Латинской Америки в конце XX – начале XXI вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Панамериканскою зону свободной торговли внутренние дела стран устанавливают следующие правила престиж и роль США в регионе
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Страны Латинской Америки и Карибского бассейна входят в так называемый «естественный» резерв экспансионистской геополитики правящего класса США. Из печально известной доктрины Монро, сформулированной в 1823 году (Америка для американцев), прожорливость американского капитализма не имела границ и превратила этот регион планеты в свой «задний двор».

Несомненно, что причиной имперской политики Вашингтона по отношению к странам Латинской Америки и Карибского бассейна в значительной степени стала их экономическая отсталость, а также их приверженность к диктаторским режимам не только на протяжении всего 20 века, но и в настоящее время.

В 2002 году Госсекретарь США Колин Пауэлл в связи с желанием Белого дома создать Панамериканскою зону свободной торговли на пространстве Северной и Южной Америк (ВАЗСТ) заявил: «Цель ВАЗСТ — гарантировать американским компаниям контроль над территорией, простирающейся от Арктики до Антарктики, и обеспечить свободный доступ к нашим продуктам, услугам, технологиям и капиталу во всем Западном полушарии».

Другими словами: США рассматривают пространство Северной и Южной Америк как зону своего геостратегического господства, где можно свободно осуществлять институционализированное разграбление сырья, природных ресурсов, а также иметь дешевую рабочую силу и свободное хождение доллара. Кроме того, иметь право вмешиваться во внутренние дела стран Латинской Америки и Карибского бассейна и размещать военные базы на их территории.

Так называемые «соглашения о свободной торговле», заключенные Белым домом на двусторонней основе с различными странами региона, устанавливают следующие правила:

  1. Услуги: все государственные услуги должны быть открыты для частных инвестиций.

  2. Инвестиции: правительства обязаны предоставлять абсолютные гарантии для иностранных инвесторов.

  3. Закупки в государственном секторе: государственные закупки должны быть открыты для транснациональных компаний.

  4. Доступ к рынкам: правительства обязуются обеспечить свободный доступ к рынкам, устранить, тарифные и таможенные барьеры для защиты национальных производителей.

  5. Сельское хозяйство: свободный импорт сельхозпродукции и ликвидация субсидий для местных сельхозпроизводителей.

  6. Права интеллектуальной собственности: соблюдении авторских прав и охрана прав на объекты интеллектуальной деятельности.

  7. Субсидии: приверженность правительств к постепенному устранению протекционистских барьеров во всех сферах производственной деятельности.

  8. Политика конкуренции: ликвидация национальных монополий.

  9. Урегулирование споров: право транснациональных корпораций на судебное разбирательство в международных судах.

Латинская Америка занимает особое место в логике американского глобального господства, прежде всего, как поставщика сырья и источников энергии. Следует отметить, что 25% всех сырьевых ресурсов, которые потребляют Соединенные Штаты, поступают с латиноамериканского субконтинента. 

Другими словами, этот регион входит в сферу жизненно важных национальных интересов Вашингтона. Также следует понимать, что американскому капиталу важно полностью держать под контролем страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Это достигается различными способами: вмешательством во внутреннюю политику, технологической зависимостью, внешним долгом или коммерческим подчинением. Когда этого недостаточно, то и вооруженным путем.

Но все же, в 21 в. наблюдается всё большее стремление латиноамериканских государств к самостоятельности. Примерами этого являются создание внутрирегиональных интеграционных объединений (СЕЛАК, МЕРКОСУР, УНАСУР и др), приверженность Кубы социалистическому режиму, несмотря на все попытки США оставить её в международной изоляции. Кроме того, у США появился серьезный конкурент в регионе — КНР (по объему товарооборота с некоторыми странами Китай уже обогнал США). Бразилия всё чаще стремится выступать в качестве регионального лидера. Кроме того, страны начинают проводить независимую от США политику и по ряду международных вопросов (Например, не одобрили операцию в Югославии, Ираке. Бразилия голосовала против введения санкций против России и т.д.). В общем, престиж и роль США в регионе стремительно падают и все же, их «гегемония», которая сохранялся там на протяжении почти двух веков не может исчезнуть за пару десятилетий.