Основные направления внешней политики Марокко на современном этапе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
С момента провозглашения независимости во внешней политике Марокко проводит курс выстраивания отношений «по всем азимутам». И все же разносторонние отношения с Францией, США и другими странами Запада, прежде всего, членами Евросоюза, носят приоритетный характер.
С Францией наиболее теплые отношения, т.к. бывшая метрополия. Было подписано соглашение о расширении сферы сотрудничества между двумя странами. Оставаясь основным торговым партнером Марокко, бывшая метрополия оказывает ему значительную финансовую, техническую и культурную помощь. Одной из составляющих отношений между двумя странами является большая марокканская диаспора во Франции (более 1 млн чел.).
Активно развиваются американо—марокканские отношения. США считали и считают Марокко своим наиболее надежным партнером в арабском мире. С конца 1981 г. Марокко увеличило закупки оружия в США. В 1982 г. был создан мароккано—американский военный комитет для поддержания военного присутствия Марокко в Западной Сахаре. В феврале 1982 г. были подписаны соглашения об экономической помощи Марокко. США получили военные базы на территории Марокко для переброски своих войск.
Королевство Марокко связано соглашениями о военном и военно—техническом сотрудничестве с рядом стран—членов НАТО, в частности, с США, Францией и Испанией, и участвует в программе так называемой Средиземноморской инициативы НАТО, или «средиземноморского диалога». В рамках этих соглашений на регулярной основе проводятся совместные учения различных родов войск, координируются планы использования вооруженных сил (с Испанией в зоне Гибралтарского пролива). Основными поставщиками военной техники для марокканской армии являются Франция и США.
Серьезной проблемой во взаимоотношениях Марокко со странами Западной Европы является иммиграция. Марокко наряду с другими странами Магриба является страной транзитной миграции для жителей стран Африки южнее Сахары. На сегодняшний день насчитывается 4,5 млн мигрантов из Марокко, 85% из которых проживают в бывшей метрополии — во Франции — и в других европейских странах.
Арабский мир. На формирование внешнеполитического курса Марокко всегда сильное влияние оказывал ислам. Так, марокканское руководство делает акцент на религиозном аспекте палестинской проблемы, ставя в центр арабо—израильского конфликта вопрос о статусе Иерусалима. В отношениях с арабскими странами Хасан II всегда проводил свою собственную линию, занимая позиции, выгодные Марокко. Марокканский лидер добился повышения престижа страны в ближневосточном регионе своим стремлением добиться выработки единой точки зрения арабских стран в отношении принципов урегулирования ближневосточного конфликта, инициативой созыва совещаний арабских стран на высшем уровне, поддержкой Палестинского движения сопротивления и участием марокканских войск в боевых действиях против Израиля в 1973 г. Марокко также стало первым государством Магриба, которое пошло на сближение с Израилем. Это произошло в 2007 г.
Африка. В феврале 1989 г. в Марракеше состоялась встреча руководителей Алжира, Марокко, Ливии, Туниса и Мавритании, на которой ее участники подписали договор о создании Союза Арабского Магриба. Это было отражением стремления народов этих стран проводить согласованную политику в области экономики и других сферах общественно-политической жизни. В мае 2000 г. на встрече министров иностранных дел Египта, Иордании, Туниса и Марокко в городе Агадир была подписана Агадирская декларация — акт о создании зоны свободной торговли (АЗСТ), что означало внедрение нового формата сотрудничества стран региона.
Приоритетным направление внешней политики Марокко продолжает оставаться проблема Западной Сахары. Целью королевства является присоединение территории. Позиция Марокко заключается в категорическом отказе признать право народа Западной Сахары на самоопределение. Одним из главных мотивов Марокко является стремление контролировать добычу полезных ископаемых и углеводородов, богатые залежи которых разведаны на территории Западной Сахары.