Внешняя политика АРЕ на современном этапе: региональный аспект
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Такие факторы, как активное участие Египта в различных международных процессах, выгодное геополитическое положение, наличие колоссальных людских и природных ресурсов и достаточно мощной армии, делают его важным актором международных отношений. Происходящие в АРЕ процессы способны существенным образом повлиять как на ситуацию в арабском мире, так и в соседних субрегионах. Главной задачей современной египетской внешней политики является утверждение страны в качестве ключевой региональной державы на Ближнем Востоке.
Важнейший внешнеполитический приоритет Каира — ближневосточное урегулирование на основе соответствующих решений ООН и Арабской мирной инициативы. Каир выступает за налаживание международного сотрудничества в антитеррористической сфере. В области ОМУ приоритет Египта — создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
АРЕ — член ЛАГ (штаб-квартира находится в Каире), Афросоюза, ОИС, Движения неприсоединения. Является партнером ОБСЕ, участвует в диалоге НАТО со странами Южного Средиземноморья. В июне 2004 г. Египет стал ассоциированным членом Евросоюза. В 2007 г. подписано соглашение и пятилетняя программа действий в рамках политики добрососедства с ЕС. В октябре 2015 г. Египет избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2016-2017 гг.
В июле 2016 г. НАТО одобрило заявку Египта об учреждении Постпредства при альянсе. 16 марта 2017 г. Президент А. Сиси подписал указ об учреждении миссии страны при НАТО и назначении посла Египта в Бельгии постпредом при этой организации по совместительству.
В 2001 г. Египет в числе пяти африканских государств (наряду с Алжиром, Нигерией, Сенегалом и ЮАР) принял участие в разработке долговременной программы социально-экономического развития Африки, получившей название «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), которая нацелена на обеспечение с помощью развитых западных государств экономического подъема наиболее бедных стран «черного континента». Одним из приоритетных направлений в африканской политике Египта является обеспечение мира и стабильности на континенте.
После прихода к власти президент Мухаммед Мурси пытается изменить внешнюю политику Египта. Его главной задачей является отход от прежнего, слишком прозападного курса Мубарака, за счет расширения внешнеполитических партнеров. Помимо этого Мурси стремится вернуть Египту голос на региональной и международной арене и действовать более самостоятельно.
В региональной политике Египта выделяются пять ключевых направлений: во-первых, вопросы, связанные с распространением оружия массового уничтожения; во-вторых, ситуация вокруг Синайского полуострова; в-третьих, проблема Суэцкого канала и проливов Тирана; в-четвертых, деятельность радикального движения Хамас в секторе Газа и, в-пятых, весь комплекс проблем, касающийся взаимоотношений Египта и Израиля. Смена Египетского руководства и приход к власти правительства во главе с «Братьями мусульманами», как можно предположить, приведет к изменению некоторых акцентов внешней политики Египта.
По официальным декларациям Тель—Авива, Израиль разработал ядерное оружие в качестве крайней меры самообороны. Египет неоднократно призывал мировое сообщество принудить Израиль к разоружению или хотя бы к осуществлению надлежащего надзора за его арсеналом.
В январе 2007 г. Хосни Мубарак заявил о возможности страны создать ядерное оружие в ответ на развитие данной сферы в Иране. Дальнейшее сотрудничество между Египтом и другими арабскими странами, особенно богатыми странами Персидского залива, может привести к созданию «арабской бомбы».
Что же касается ситуации вокруг Синайского полуострова, во время войны в Ираке Сирия помогала повстанцам, позволяя им беспрепятственно пересекать свою границу с Ираком. Египет, поскольку он контролировал Синайский полуостров, мог блокировать поставки оружия и проникновение повстанцев в сектор Газа. Идя вразрез политике Сирии в отношении Ирака, Египет попытался остановить или уменьшить масштабы контрабанды в секторе Газа, но эти попытки были недостаточно решительными.
Египет по результатам заключения мирного договора с Израилем в начале 1980—х гг. вернул себе весь Синайский полуостров, однако на страну были наложены ограничения в плане размещения военной инфраструктуры на полуострове. С тех пор Египет постоянно стремился к снятию этих ограничений, против чего выступал Израиль и о чем было прекрасно осведомлено американское руководство. В 2011 г. Израиль позволил Египту послать более тысячи солдат и полицейских вместе с военной техникой в Синай для борьбы с террористическими и повстанческими организациями.