Внешняя политика Мексики в начале XXI в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

одна из наиболее экономически развитых Современная внешняя политика Мексики политического и экономического кризиса Мексиканская дипломатия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мексика — индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. По добыче нефти, природного газа Мексика занимает одно из ведущих мест не только в Латинской Америке, но и в мире. По численности населения Мексика занимает 11-е место в мире, уступая в своем регионе лишь Бразилии. По объективным показателям — размерам ВВП, объему промышленного производства и внешней торговли — страна способна претендовать на видную роль в процессе глобального регулирования.

При этом следует признать тот факт, что, обладая богатой историей и огромным потенциалом, Мексика не является активным актором международных отношений. Имена президентов Мексики известны лишь небольшому кругу специалистов по испаноговорящим странам (в отличие от, например, Чавеса или Да Силвы).

Современная внешняя политика Мексики и мексиканская дипломатия основываются на формировании сбалансированной системы международных отношений, интенсификации многостороннего сотрудничества при строгом соблюдении международного права и баланса интересов.

В мексиканской внешней политики можно выделить 3 основных направления: американское, латиноамериканское и европейское.

Главной региональной организацией в американском направлении является НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), которая была заключена администрацией президента США Джорджа Буша, канадским премьер-министром Брайаном Малруни и мексиканским президентом Карлосом Салинасом де Гортари. Предварительное соглашение по договору было достигнуто в августе 1992 г. и было подписано тремя лидерами 17 декабря 1992 г. НАФТА была ратифицирована законодательными органами трех стран в 1993 г. и вступила в силу 1 января 1994 г.

Важным стратегическим направлением является южное или латиноамериканское направление. 

Мексика на фоне усиливающегося политического и экономического кризиса в Венесуэле стремится занять лидирующее положение в Латинской Америке. Если раньше Мексика больше ориентировалась на своего северного соседа, то сейчас внешнеполитический курс направлен на юг.

Посол Мексики в Организации Американских Государств (ОАГ) Луис Альфонсо де Альба признался, что после избрания Трампа президентом США, Мексика стала играть более активную роль в Латинской Америке. Кроме того, Мексика хотела бы совместно со странами, входящими в Союз южноамериканских наций (УНАСУР), а также группой посредников в составе бывшего испанского премьера Хосе Луиса Сапатеро, экс-президента Доминиканы Леонеля Фернандеса и бывшего лидера Панамы Мартина Торрихоса, поучаствовать в процессе по урегулированию ситуации в Венесуэле.

Задача Мексики заключается в том, чтобы не допустить исключения Венесуэлы из ОАГ, а также попытаться найти альтернативные пути урегулирования институционального кризиса, которые бы удовлетворили как оппозицию так в венесуэльские власти.

Европейское направление является на данный момент одним из самых важных. Начало этих отношений было положено в тексте рамочного соглашения, подписанного в декабре 1997 г. Мексикой и ЕС.

Мексика видит в Европейском союзе своего стратегического союзника и надежного партнера. Европа является вторым после США партнером Мексики по объемам торгового обмена и прямых инвестиций в национальную экономику.

Как известно, в ноябре 1998 г. договаривающиеся стороны решили провести либерализацию торговли промышленными товарами в 2007 г., а сельскохозяйственной продукцией в 2010 г. (с поэтапным ее введением в 2003, 2005, 2008, 2010 гг.). Целью поэтапного режима отмены пошлин является получение ЕС одинаковых возможностей со странами НАФТА (Канадой и США) на мексиканском рынке. Мексиканские товары ввозятся в страны ЕС беспошлинно.

Помимо этого, руководство Мексики активно реагирует на ближневосточные события, неоднократно осуждало как террористические акты на израильской территории, так и репрессалии со стороны Тель-Авива. Палестино-израильское урегулирование мексиканцы неразрывно связывают с выполнением соответствующих резолюций СБ ООН, решений Мадридской конференции, «дорожной картой» «четверки» посредников.

Как активный участник «безъядерной коалиции» (председательствовала в ней на 59-й сессии ГА ООН) Мексика выступала за форсированное движение к полному ядерному разоружению с требованиями неукоснительного соблюдения «13 шагов» Обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 2000 г., инициировала на сессии принятие резолюций по «новой повестке дня». При содействии Агентства по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке мексиканцы выступили с предложением о созыве в своей столице конференции всех государств-членов безъядерных зон, которая состоялась в апреле 2005 года.

Мексиканская дипломатия выступала за решение вопроса ядерной программы КНДР исключительно политико-дипломатическими средствами, приветствовала обязательство КНДР об отказе от всех ядерных программ страны и ее возвращение в режим ДНЯО и МАГАТЭ.

Энергичный характер носят действия мексиканской дипломатии в интересах сглаживания отрицательных эффектов от глобализации мирохозяйственных связей, сокращения разрыва между Севером и Югом. Мексика выступала в роли влиятельного посредника по поиску компромиссов на целом ряде многосторонних торгово-экономических форумов, в том числе по проблематике взаимосвязи между экономическим ростом и устойчивостью демократий стран Юга.

Мехико принимает активное участие в реализации программ борьбы с производством и трафиком наркотических веществ. В соавторстве с другими странами мексиканцы провели через ГА ООН ряд резолюций об усилении борьбы с наркобизнесом, вступлении в силу конвенции ООН против коррупции (в июле 2004 г. Мексика стала четвертой страной в мире, ратифицировавшей конвенцию). На проходившей в 2005 г. в Колумбии министерской встрече стран Центральной Америки и Карибского бассейна по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Мехико совместно с другими странами взял на себя дополнительные обязательства по сотрудничеству в этой области.