Франкофония и ее роль во внешней политике Франции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Сохранению и развитию культурных и экономических связей Франции с зарубежными странами (в первую очередь, с бывшими колониями) способствует международная межправительственная организация франко-язычных стран Франкофония (la Francophonie).
Главными критериями вступления в организацию являются владение французским языком и наличие культурных связей с Францией. В современном виде организация существует с 1970 г. В 2008 г. в организацию входили 56 государств, 3 ассоциированных члена, 14 наблюдателей. С 1986 г. проводятся саммиты (раз в два года), на которых обсуждаются актуальные вопросы взаимоотношений Франции со странами-партнерами.
В 1958—1960 годах Франция предоставила независимость большей части своих африканских колоний. И уже в начале 1960-х годов такие лидеры бывших колоний, как Л. С. Сенгор (Сенегал), А. Диори (Нигер), Х. Бургиба (Тунис), а также Н. Сианук (Камбоджа) начали предлагать проекты по сохранению солидарности и прочных связей с бывшей метрополией.
Франкофония, возникшая на пространстве бывшей колониальной империи Франции, часто сравнивается с Содружеством. Однако сама Франкофония с самого начала позиционировала себя как противовес данному объединению. Французские исследователи считают, что «Французская империя… оставила глубокий след в бывших колониях», выражающийся в особенностях административной системы и «в культурном и лингвистическом распространении французского языка». Известно, что Франция, в отличие от Великобритании, применяла прямой способ управления колониями. Именно такое политическое и культурное наследие позволило сделать французский язык средством установления взаимодействия между разнообразными культурами. В отличие от Содружества, Франкофония базируется на общности языкового и культурного наследия, а не на факте принадлежности членов к бывшей колониальной империи, и «опасается… обращаться к колониальному прошлому», что делает её «гораздо более открытой» для вступления. Именно поэтому Франкофония может расширяться и именно в неё, а не в Содружество, вступают новые и новые страны (в том числе не входившие во Французскую колониальную империю: например, Гвинея-Бисау, Греция, Молдавия). При этом весьма либеральные условия вступления и факт присоединения многих нефранкофонных стран можно интерпретировать и как воплощение риторики по защите культурного разнообразия (Содружество ассоциируется с унификацией), и превалирования геополитического фактора над формально-лингвистическим. С другой стороны, Франкофония задумывалась и не как экономическое объединение, становящееся наднациональным (например, ЕС) и стирающее культурную идентичность. Франкофония соединяет призывы к активной культурной идентификации и необходимость интеграции, и в этом одно из её преимуществ. Однако есть и мнения, что Франкофония является «плохо завуалированным культурным империализмом».
На протяжении своего развития объединение превратилось из исключительно культурного в организацию, претендующую на существенное влияние в международных отношениях, в частности, в сферах политики, экономики, безопасности, информационных технологий, что, в свою очередь совмещается с активной культурной деятельностью. Франкофония приняла ряд важных решений и документов в этих областях и составила стратегию своего будущего развития.