Роль и место Франции в системе глобальной и региональной безопасности в 1990-х – 2010-х гг

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

проевропейское видение проблемы региональной оборонной идентичности эволюции точки зрения французских властей самостоятельной европейской внешнеполитической линии
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Вплоть до событий в Югославии французский истеблишмент имел весьма проевропейское видение проблемы региональной оборонной идентичности. Оно базировалось на двух идеях:

Во-первых, многие французские специалисты и политики полагали, что США должны дистанцироваться от процессов, происходящих в Европе.

Во-вторых, что крах советского блока дал европейцам уникальную и чрезвычайно ценную возможность начать трансформацию европейского «общего рынка» в политический союз с вытекающими из этого возможностями в сфере обороны и безопасности.

Боснийская война способствовала эволюции точки зрения французских властей на вопросы европейской обороны. Они осознали, что иногда их взгляды совпадают с мнением США, однако по многим вопросам у них имеются серьезные расхождения во взглядах с европейскими коллегами. Например, французы имели серьезные разногласия с Германией по поводу ситуации в Югославии. Они были связаны с позицией президента Ф. Миттерана, который выступал против ввода натовских войск в Боснию и поддерживал исключительно политические методы разрешения данной проблемы. Германия же проводила явно антисербскую линию, включая снабжение боснийских мусульман и хорватов оружием и боевой техникой бывшей армии ГДР. После прихода к власти Ж. Ширака в 1995 г. Франция стала занимать все более проамериканские и пронатовские позиции и даже инициировала процесс сближения между Западноевропейским союзом и Альянсом.

В дальнейшем сотрудничество с Организацией Североатлантического договора лишь усилилось: Франция начала поддерживать идею трансатлантической системы безопасности. Идея создания европейскими странами собственной системы обороны рассматривалась только в качестве дополнения к структурам под эгидой США.

В 2009 г., с приходом Н. Саркози, страна вернулась в военную структуру. Связанно это было с поддержкой НАТО собственно европейских оборонных инициатив — Европейской политики безопасности и обороны ЕС (ЕПБО).

В 1990-е гг. Франция послужила своеобразным посредником между НАТО и Россией в поиске общих интересов, во многом благодаря французской дипломатии в Париже было получено согласие России на расширение НАТО на восток.

В 2003 г. Франция отказалась поддержать инициированное США вторжение в Ирак. Вместе с ФРГ и Бельгией она подчеркивала необходимость самостоятельной европейской внешнеполитической линии и обсуждала с этими странами возможность формирования специальных европейских сил быстрого реагирования.

Французские вооруженные силы — одни из крупнейших в Европе (390 тысяч человек, в том числе ВМС 63 тысяч человек и ВВС 83 тысяч человек). По размерам военных расходов Франция заметно опережает Германию, Великобританию, Италию. У Франции также более высоки затраты на военные НИОКР и закупки вооружений (в бюджете 200228 % военных расходов).